Биографическая драма с артхаусным шлейфом «Последний портрет» рассказывает о живописце и скульпторе Альберто Джакометти. А вернее – о нескольких последних неделях творчества одного из виднейших художников ХХ века, девизом которого были слова:

«Поиск совершенства никогда не заканчивается»



Действие фильма происходит в Париже в 1964 году. Вниманию зрителей представлена «тягучая» британская драма, в которой нет динамичного ряда событий. Более того, в ленте всего одна сюжетная линия с довольно медлительным темпом повествования: художник с явными признаками невротического расстройства пишет портрет американского писателя-критика Джеймса Лорда. До этого Альберто Джакометти уже создал множество шедевров и заслужил уважительное отношение со стороны критиков.

Режиссёр Стэнли Туччи в деталях хотел показать зрителю, насколько тяжела жизнь творческого человека. При всей своей обеспеченности художник скучал, испытывал неудовлетворённость и не был уверен в своём таланте. Так, когда молодой и привлекательный Джеймс согласился быть натурщиком, отодвинул свои планы и даже терпел некоторые шалости и капризы Альберто, в творческом процессе возникали некоторые траблы. Краска, по мнению живописца, отвратительно ложилась на холст, он замазывал всё серым цветом, срывал полотно с подрамника, каждая последующая работа казалась ему все более слабой. Зритель видит весьма нервного и несдержанного в проявлении эмоций человека: художник много курит, злится, кричит на холст, обещает навсегда бросить живопись, пьёт много кофе и вина… Создается впечатление, что «…он намерен оставаться полностью неудовлетворённым».

 

 

Если же говорить о критике Джеймсе Лорде, то ему явно интересен как сам выдающийся художник, так и психология творчества в целом. Кстати, о востребованности Джакометти можно судить хотя бы по тому, что его скульптура «Указующий человек» была продана в Нью-Йорке за 141 миллион долларов. Джеймс неплохо тешит эго тем, что позирует самому Альберто Джакометти. Критику нравится быть в роли натурщика, но он признается, что ему страшно смотреть на закулисье творческого акта и слушать крики на холст. Для художника Джеймс был глотком вдохновения и свежего воздуха, спасающим от обыденности и предсказуемости жизни.

В главной роли мы видим Джеффри Раша, который очень хорошо вжился в роль художника «не от мира сего». Интересно и то, что актер и его герой очень похожи внешне. Арми Хаммера в роли критика, по совместительству – модели, тоже есть за что похвалить: он тот ещё красавчик!

Визуальный ряд фильма довольно мрачен и немного однообразен. Эйфелевой башни ждать не стоит, Париж показан зрителю будто Чернобыль — в этом весь изюм.

Интересными кажутся неспешные прогулки по аллее кладбища, во время которых звучат размышления о жизни. В них не менее глубоко, чем в процессе творчества, показаны харизма и манера поведения художника. В один из таких «романтических» моментов художник говорит, что в молодости думал, будто умеет всё, а, повзрослев, понял, что не умеет ничего.

Как вы понимаете, совершенства нет и поиски его бессмысленны. Поэтому стоит ли их продолжать?
 


Виктория Чудакова