При нынешних технологиях создание красивых живописных книг кажется таким простым занятием, а смена шрифта занимает всего секунду. Но почти 500 лет назад была создана книга, которую до сих пор называют «самой красивой рукописной книгой». Имя ей Mira calligraphiae monumenta, что переводится как «Образцовая книга каллиграфии».

Книга создавалась в два этапа, и была закончена в самом конце XVI века. Создали ее два автора, никогда друг с другом не встречавшихся. Знаменитый каллиграф George Bocskay и миниатюрист по имени Joris Hoefnagel.

Сначала George Bocskay, бывший имперским секретарем при императоре Священной Римской Империи Фердинанде I, создал том, который он назвал "Образцовая книга каллиграфии", а через пятнадцать лет после смерти каллиграфа правящий внук Фердинанда I, император Рудольф II заказал последнему великому европейскому миниатюристу украсить том рисунками.

 

Хофнагель воспринял заказ как возможность вступить в соревнование с каллиграфическим гением и постарался сделать так, чтобы его миниатюры не были просто украшением текста, а поражали и приковывали внимание сами по себе. В результате вышел том потрясающей красоты, в котором мастерство миниатюриста и искусство каллиграфа подчеркивают друг друга.

Легендарная книга каллиграфии и ботаники стала одной из самых красивых и драгоценных рукописных книг эпохи Ренессанса. В то время, любая книга была роскошью, даже драгоценностью, а та, где главным был не смысл написанного, а красота оформления, и вовсе считалась блажью богачей. В то время книги украшались камнями и драгоценными металлами.

На страницах Mira calligraphiae monumenta золотыми и серебряными красками Георг Бокскей создал собственную поэзию языков, латиница, греческий алфавит, иврит, готические шрифты и курсивы смешались, напоминая не текст, а скорее рисунки. В текст входили разные религиозные цитаты, отрывки из документов, песнопения.

 

Насекомые, фрукты, цветы и животные в Mira calligraphiae monumenta скомпонованы в небольшие группы, по принципу эстетического сопоставления. Стебли цветов художник будто обрезает и ставит в пространство условного фона, при этом каждый предмет имеет собственную свето-теневую моделировку, ракурс и ясный объем.

Рак располагается рядом с цветами зверобоя, морская раковина с грушами, а колючий каштан с розой: и мы начинаем понимать, что логика этого натюрморта формулируется не в символах, не в передаче реальности, а в орнаментальной красоте, основанной на восприятии формы и цвета.

Mira calligraphiae monumenta состоит из трех небольшого формата книг - Nature Illuminated, The Art of the Pen и An Abecedarium.

Том хранится в музее Гетти в Лос-Анджелесе. В начале девяностых музей выпустил книгу со всеми страницами из тома, а затем три отдельных небольших книжечки с подборками этих страниц. Сканы, что ходили по сети, были большого размера, а книжки совсем небольшие - с настольный ежедневник. И если надписи кажутся совершенно микроскопическими - их именно так виртуозно создал автор. И все рисунки именно такие - козявки и комарики там практически в натуральную величину.