Представьте, что все люди на планете разом потеряли лица, и единственный способ выразить свою индивидуальность — взять в руки всего одну вещь. Anisia Kuzmina — создатель уникального проекта «ЗАМРИ», состоящего из 100 чёрно-белых снимков безликих людей с любимыми предметами в руках.

Anisia — не только невероятно одарённый фотограф, но и тонкий душевный психолог и настоящий полиглот с захватывающей жизненной историей. Трудно представить более разностороннего человека.

 

О работе над своим удивительным проектом Anisia Kuzmina рассказала корреспонденту Artifex Анне Марченко.

Artifex: Как долго вы создавали проект «ЗАМРИ»?

Я работала над ним в течение пяти лет. Изначально он назывался «Люди и их вещи». Идея проекта родилась из моего наблюдения за людьми. Мне всегда было интересно, что волнует окружающих, чем они восхищаются, к чему привязаны. На улицах Москвы я фотографировала людей, которые держали в руках дорогие сердцу предметы. Причем я выбирала не просто улицы, а любимые улицы моих героев. Мне казалось, что все любимое в кадре создаст весомую для этих людей атмосферу. Но в этих снимках не было ничего необычного. Со временем я поняла, как должна выглядеть эта концепция. Не так важно видеть самого человека, как показать предмет, который его раскрывает. Вещь, которую этот человек всё время носит с собой и с которой себя ассоциирует.

Artifex: А с какой вещью себя ассоциируете вы?

Для «ЗАМРИ» я сфотографировалась с плакатом из всех остальных снимков. Но, думаю, если бы меня пригласили на подобный проект, я взяла бы с собой мармелад. Именно этот предмет охарактеризовал бы меня лучше любого другого.

Artifex: А чем отличается изначальная задумка проекта от финального варианта?

Через год после образования проекта я подумала, что на каждом фото должно остаться что-то одно. Важнее всего остального мне показался именно предмет. Вот так получилось, что на всех снимках есть только люди и их любимые вещи.

 

 

Со временем я заметила, что очень многие внутри себя боятся и не хотят быть сфотографированными. Поэтому я решила привязать этот внутренний протест к проекту. Так родилась идея, что лицо должно быть смазано. Люди специально мотали головой, чтобы черты «размазались». Такого эффекта удалось достичь с помощью игры с выдержкой. В итоге мы можем увидеть на снимках человека изнутри: через предмет, который он любит. И абсолютно неважно, какой у него нос или рот, главное — его душа.

Artifex: Каким был самый необычный выбор предмета?

Каждый удивил меня по-своему и заставил подумать о том, что действительно важно. Некоторые люди подошли к задаче с иронией. Например, был мальчик, который принёс с собой бургер и «Кока-Колу». А кое-кто заставил растрогаться: одна женщина взяла на руки своего ребенка, а маленькая девочка привела с собой сестру. Кстати, один мужчина не стал ничего брать, так и сказал: «Я люблю свои руки».

Artifex: Вы сделали татуировку с надписью «ЗАМРИ» уже после завершения проекта?

Это очень забавная история. Тату была сделана намного раньше проекта. Однажды я подумала, что было бы интересно написать на пальце: «ЗАМРИ». Я его всегда оттопыриваю для удобства, когда делаю фотографии. Разумеется, это слово было набито не для того, чтобы люди каждый раз читали и застывали, а просто для интереса. Я уже и думать забыла об этой татуировке, назвала этим же словом серию работ, и только потом о ней вспомнила. Все рисунки я набивала на фоне какого-то события в жизни. У меня их столько, что я уже потеряла счёт! Неудивительно, что я забыла про такое маленькое слово.

Artifex: Расскажите, пожалуйста, подробнее о своих татуировках.

Например, насекомые и их латинские названия взяты из энциклопедии. А на левой руке мой эскиз — он иллюстрирует, что через глаза мы видим душу. Есть и тематические: например, глаза на локтях, которые смотрят назад. Ещё есть знак монохрома на затылке, его я сделала, когда стала фотографировать, это моя вторая татуировка. На ребре у меня мотылёк.

Artifex: Спасибо! Давайте теперь вернемся к разговору о «ЗАМРИ». Как повлияла на вас эта выставка?

Она очень много во мне поменяла. Дала понять, что я могу быть уверенной в себе, идти дальше, делать новые проекты, реализовываться. Мне всегда важно, видят ли люди, что и как я делаю. Замечать, что им интересно. Я почувствовала, что всех заинтересовала моя работа. Мне было очень приятно услышать несколько положительных рецензий — люди смогли словами передать, что я чувствую.

Artifex: Вы планируете развивать проект?

Я очень хочу показать «ЗАМРИ» другим городам и странам. Много думаю о развитии проекта, но только внутри него самого. Возможно, его дополнят истории самих людей со снимков. Это пока только в планах и мыслях, но все возможно.

Artifex: Как родился ваш псевдоним?

Я пользуюсь им уже года три. Дело в том, что сложно найти в интернете человека под именем «Настя Кузьмина». А вот «Анисия Кузьмина» — куда проще, поэтому я везде уже так числюсь, для удобства поиска. Некоторые люди даже не знают моего настоящего имени, и когда я говорю, что меня зовут Настя, очень удивляются.

Artifex: Расскажите про самый необычный творческий опыт.

Я часто фотографирую для разных брендов, как старых, так и новых, которые только хотят заявить о себе. Для меня это не просто работа. Мне нравится снимать красивую одежду, придумывать её историю. Так вот, год назад была съёмка для одного бренда. У меня родилась идея сделать ее супернекоммерческой. На эту съёмку приехал крутой стилист, она одевала моделей, использовала в их образах всякие штуки из картона и фольги. В итоге мы все погрузились в захватывающий шестичасовой творческий процесс. Я выложила только одну фотографию с этой съёмки, потому что другие пока не готовы к публикации. Дело в том, что я печатаю их по одной и рисую на каждой.

Artifex: Вы обрабатываете все свои фото?

Я придерживаюсь мнения, что всё можно сделать ещё в момент съёмки. Максимум, что я делаю — это убираю какие-то нюансы на коже, синяки или другие изъяны, о которых предупреждают люди. И с контрастом могу немного поиграть.

Artifex: Кого вы предпочитаете выбирать в качестве моделей?

В основном я снимаю людей без опыта общения с камерой. Они часто неуверенны в себе и зажаты. Я изначально зарекомендовала себя как фотограф, который помогает раскрепоститься. Можно сказать, что я работаю психологом на полставки. :) Часто такие съёмки перетекают во что-то большее, я сама вдохновляюсь, и получается что-то необычное, интересное. Я помогаю людям и получаю отдачу в виде нового опыта.

 

Artifex: На что вы снимаете?

Если честно, для меня это не так уж и важно. Камера у меня Canon EOS 5D Mark III, на неё я снимаю и фото-, и видеопортреты, а объектив — Sigma 35 mm f/1.4. Свет, с которым я всё время работаю, — Rekam Pro 500. Недавно мне подарили плёночный фотоаппарат, так что буду и его использовать. А в ближайшее время планирую купить ещё одну камеру, Sony RX100 IV, она маленькая, отлично подойдёт для путешествий и стрит-съёмки. Снимаю я чаще всего в White Studio, там мне очень нравится. А ближе к маю я планирую открыть собственную студию.

Artifex: Я знаю, что вы жили в другой стране, расскажите об этом.

Я долгое время жила в Египте. Вела экскурсии на арабском, английском и русском. Сейчас уже не так свободно говорю, к сожалению. Нет постоянной практики, поэтому языки забываются. Кстати, я ещё учила французский и даже могла что-то рассказать на нём. Но когда прилетела обратно в Россию, постепенно стала отдаляться от этого.

Artifex: Что заставляет вас улыбаться, когда грустно?

Музыка. Она всегда идёт со мной по жизни. Если становится грустно, я сразу включаю музыку. Ну, и шутки Вани, моего молодого человека.

Artifex: Анисия, спасибо за увлекательную беседу!