Готика. Краткая экскурсия по стилю

«Главное, запомнить, что Собор Парижской Богоматери является пятинефной базиликой с одним поперечным трансептом. Нужно сказать это задумчиво и замолчать», − поделился секретом произведения впечатления на людей один наш знакомый. Редакция альманаха Artifex решила, что уж если умничать, то делать это со вкусом! Поэтому мы подготовили для вас краткий и понятный словарик по готическому стилю (вдруг вы соберётесь в Прагу, Кёльн, Милан или Вену?).

Подобных «словарей» и «энциклопедий» существует немало, но интересных среди них почти не встретишь. Обычно это нудноватые и «сухие» справочники. Мы же попробуем рассказать вам об основных особенностях готики занимательно. Все непонятные слова и заковыристые термины мы разложили в алфавитном порядке. Приступим! :)

Арка. Первыми её стали использовать строители еще в Междуречье, а подхватили их изобретение римляне. Они применяли арку, где только возможно. Из римского зодчества она перекочевала в романское, а затем и в готическое. Считается, что в готике использовались только стрельчатые, изломанные проемы, однако встречаются и полуциркульные, более свойственные для романских зданий. В ранней готике можно видеть и комбинации. Хотя, конечно, стрельчатая арка – самый яркий и типичный признак готического стиля. Арки служили как опорой, так и украшением – красиво же, правда? В готике арки и аркады − очень частое явление; более того, это основа каркасной системы архитектуры.

 

Стрельчатая арка могла выдерживать гораздо большие нагрузки, так как её вектор был направлен вертикально вниз, из-за этого тяжесть словно соскальзывала на опору. В основе крестово-нервюрного свода лежал подобный же принцип, но об этом мы поговорим позже. Следует добавить, что дверные и оконные проемы по верхнему краю оформляли таким же образом – в виде наконечника стрелы. Это создавало особую гармонию и подчеркивало устремленность вверх, к небу.

Аркада. Здесь все понятно – ряд арок. Аркады из единичных, а иногда и сдвоенных арок украшали трифории, хоры, эмпоры, галереи. Чем больше арок, тем более подчеркнута «сетчатость» пространства, схожесть интерьера с загадочным лесом, с его устремленными ввысь стволами и переплетенными ветвями.

 

Аркбутан. Очень, очень важная штука! Мы о ней уже писали. Это наружная подпорка, смахивающая на конечность краба. Такая полуарка, упирающаяся в стену, выглядит эффектно, но немного зловеще. Аркбутаны – самый типичный признак готического собора, хотя в рудиментарном виде применялись еще римлянами. Они могли упираться на опоры, уходящие в фундамент, а могли возлежать поверх контрфорсов. Аркбутаны обычно пристраивали с восточной стороны. Они решеткой окружали апсиду и деамбулаторий, так как именно эта часть собора обычно была самой светлой и легкой. Здесь устанавливались огромные окна, площадь каменных стен была минимальной, поэтому необходима была поддержка извне. Восточная часть собора была непарадной, в отличие от западного фасада: у Нотр-Дам де Пари, к примеру, она выходит на реку. Поэтому и на старых гравюрах охотнее изображали западный фасад с парадными порталами.

 

 
Архивольт. Тоже не готическое изобретение, однако в период готики архивольты стали очень своеобразными и невероятно роскошными. А что это? Это такой слоистый ободок вокруг врат, многочисленные складки, украшающие портал. Их делали и в романских храмах, но там они все-таки были поскромнее. В готических соборах архивольты были многослойными, их обильно украшали скульптурным и лепным декором.

 

 
Вимперг. Красивая штучка – конический щипец, остроугольный треугольник над порталом или окном, часто украшенный лепниной. Такой можно видеть, к примеру, над западным фасадом Нотр-Дам де Пари и над порталами Буржского собора.

 

 
Замковый камень. Ударение на втором слоге, а не на первом. Это важная деталь стрельчатой арки, а затем и нервюрного свода. Именно в замковый камень упираются ребра свода, он берет на себя всю нагрузку. Поначалу он был просто камнем, не особо эстетичным, но затем его стали украшать и оформлять в виде цветов, розеток, всяких свисающих штуковин и т.п., так что со временем замковый камень стал довольно эффектной штучкой.

 

 
Капелла. Часовня по-нашему. Ограниченное чем-либо пространство, уединенное местечко для молитв, посвященное какому-либо святому и/или служащее местом погребения какой-либо знатной особы или опять же святого. Что-то вроде православного придела. Нередко такие «закуточки» размещали в восточной части собора, неподалеку от алтаря. Если смотреть снаружи на собор, они образовывали что-то вроде короны с выпуклостями.

 

 
Консоль. Выступающая из стены конструкция, служащая опорой, карнизом для чего-либо. Тоже обычно богато декорировалась, да так, что со временем ее утилитарная функция стала вторичной. Консоль нередко была «ложной» и служила просто украшением.

 
Контрфорс. Вертикальный выступ стены, подпирающий ее снаружи. Мог быть самостоятельным, а мог составлять общую систему с аркбутаном.

 

 
Краббы. К десятиногим ракообразным никакого отношения не имеют. Это такие загогулины, смахивающие на ряд запятых, которыми украшали разные архитектурные детали. Благодаря им любая линия становится похожей на гребень дракона. Может быть, именно из-за краббов и химер готика обычно невольно ассоциируется с чем-то зловещим.

 

 
Крестоцвет. Вот уж точно символ готики, не отнимешь! Очень симпатичная деталь декора в виде цветка крестоцвета. Ею венчали верхушки вимпергов, шпили, фиалы. Ни с чем не спутаешь!

 

 
Леттнер. Перегородка, отделяющая клирос − место, куда можно входить лишь священникам − от остального пространства церкви. В готических соборах его украшали в соответствии с убранством храма. В православных храмах его роль играл иконостас, правда, литтнер был всего лишь перегородкой, хоть и богато украшенной, а иконостас – одним из самых святых мест в православном храме. В ранних христианских храмах алтарная преграда была низкой, без икон. Она больше была похожа на леттнер.

 

 
Массверк. (иногда еще с одним «с» пишут). Особый готический плетеный орнамент, которым украшали верхнюю часть окна. В зависимости от доминирующего стиля орнамент имел самые разные формы, нередко довольно вычурные: языки пламени во времена «пламенеющей» готики, крестовидные цветы, окружности и «сердечки».

 

 
Нервюры – ребра, каркас; распалубки, соединяющие их, – это паруса. Сначала нервюры были простыми – крест-накрест. Со временем переплетение нервюр становилось все сложнее, они были организованы по-разному в каждом соборе. Британцы любили пучки нервюр, во Франции их переплетения нередко были похожи на паутину.

 

 
Портал. Про архивольты с вимпергом читали? Вот все это вместе с дверями, тимпаном (о нем речь чуть позже) и еще целой кучей архитектурных излишеств составляло портал. Одна из самых эффектных и ярких частей наружного декора готического собора. Нередко на одном фасаде красовались сразу три роскошных портала, как, например, в Соборе Парижской Богоматери или в Шартрском соборе.

 

 
Роза. Тут все просто – круглое готическое окно. Каждый уважающий себя собор имел розу. В кружевные промежутки вставляли цветные стекла, через которые внутрь храма проникали разноцветные лучи света, и настоящие розы завидовали этой красоте!
Рыбий пузырь. Так неромантично назвали практичные немцы один из видов готического орнамента. Англичане похожий орнамент называли более возвышено – «пламенеющий» стиль.

 

 
Тимпан. Когда квадратные двери вписывали в полуциркульную арку портала, возникал вопрос – что делать с полукруглым кокошником над дверями? Пустым оставлять негоже, его стали украшать фигурами. Как известно, готика не любит полукружий, над такими тимпанами стали устанавливать радуги архивольтов, а еще выше – вимперги. Или чуть по-другому, зависело от фантазии зодчего.

 

 
Травея. Поперечная пространственная ячейка, составляющая одну из структурных единиц внутренней организации собора. Ограничивалась обычно шестью пятами колон, на которые опирались арки. От количества травей зависело и число венчающих их нервюрных шатров. Как-то так.

 
Травея

 
Трифорий. Это такая узкая галерейка, украшенная аркадой. Она проходила в толще перегородки, отделявшей главный неф от боковых. Нередко представляла собой ряд тройных аркад, откуда и название. Проход мог быть настоящим, по трифорию могли гулять священники (или горбатые звонари), но частенько его делали ложным, декоративным.

 

 
Тьерсерон. А также ожива, лиерна и щековидная арка. Это совсем уж высший пилотаж, но вдруг вам пригодится – блеснете в офицерском собрании. Речь идет о названии разных типов нервюр в системе крестово-нервюрного свода.

 

 
Эмпоры. Трибуны или галереи, побольше трифория. Отдельные помещения, например, для женщин или царственных особ. Иногда их отождествляют с хорами, так как они располагались в верхних ярусах собора. Как ни странно, они также бывают ложными (или мнимыми) – вроде бы, проемы есть, а эмпоры нет.

 

Теперь вы, обогащенные знаниями, можете смело отправляться рассматривать готические соборы, зная, как там все называется, и удивляя своей эрудицией друзей и знакомых! :)