Art.Up Art.In | Artifex.ru

Art.Up
Art.In

С незапамятных времен искусство и быт идут рука об руку, как молодожены из загса. Искусство ненавязчиво и аккуратно внедрилось в повседневную жизнь человека ещё много столетий назад. Золотая посуда с изящной отделкой в царских столовых, белоснежные салфетки и полотенца с традиционной вышивкой в крестьянских избах; стильный дизайн квартир и офисов в современном мире, яркие граффити на фасадах домов – искусство повсюду. Московский музей современного искусства (ММОМА) совместно с мировыми торговыми марками организовал фестиваль Art.Up Art.In, представив искусство как стиль жизни.

В XXI веке музей перестает быть скучным помещением с типичными экспонатами – эта концепция давно устарела. Картины теперь невозмутимо соседствуют с кроссовками, бытовой техникой и даже… имитацией бассейна! В котором, кстати, может весьма иронично плавать голова самого Пикассо. Но обо всем по порядку.

 

Коллаборация музея и «акул бизнеса» получилась нестандартной: пространство разделили не просто на пронумерованные залы, а на… гостиную, виллу, подземный переход и даже спортзал. Каждую из девяти зон тщательно продумали и «привязали» к общей идее.

 
Начинается необычное путешествие с ЖК «Город Набережных» в Химках, проекта Urban Group. Какое отношение имеет этот объект к искусству? Самое прямое. Во-первых, новый город отсылает к Ренессансу, а во-вторых, имеет метафорическое значение в контексте выставки. Видеоинсталляция, находящаяся посередине помещения, демонстрирует прекрасные каналы и мостики города, тем самым будто образуя условный мост, который соединяет два берега искусства. Два берега – это две стены пространства с развешенными на них работами художников-авангардистов и современных художников. В этом зале можно полюбоваться произведениями Кандинского, Малевича, группы «Синие носы».

 
Перемещаясь в следующий зал, мы перемещаемся из города в офис: типичный диван и журнальный столик, ноутбук, включенный в розетку, картины, сдержанно развешенные на стенах… Что это за офис? Если присмотреться, можно с уверенностью сказать, что мы попали в помещение «Газпромбанка». Интересно, что банк имеет единственное корпоративное собрание современного искусства от начала 90-х годов XX века до наших дней, которое он начал собирать в 2011 году. Стены «офиса» знакомят нас с работами современных московских концептуалистов. Очень органично и ненавязчиво вписаны произведения искусства в интерьер офиса, будто так и должно быть, будто над оформлением пространства поработал хороший дизайнер. На диване можно отдохнуть, рассматривая мелочи интерьера и радуясь такому необычному сочетанию музея с банком.

 
Для тех, кого не удивило необычное решение предыдущего пространства, приготовлен следующий сюрприз – перелет на средиземноморскую виллу всего за несколько шагов. Еще никогда путешествия не были так доступны! Переступая порог следующего зала, невольно удивляешься – по центру стоит бассейн (точнее, его имитация). А в нем спокойно плавает голова Пабло Пикассо, и на вас строго взирают два совершенно живых глаза.

 

 

Такого эффекта скульптор, сделавший это произведение, добился благодаря бивням мамонта и горному хрусталю, из которых ювелирно выполнил глаза художника. Кстати, зал как раз и относится к ювелирной тематике. Здесь стираются границы между академическим искусством и декоративно-прикладным. Оказывается, сам Пабло Пикассо создавал ювелирные украшения, а Палома Пикассо, его младшая дочь, − признанный ювелирный дизайнер. За оформление этого зала отвечала испанская ювелирная компания Carrera y Carrera.

Концепция такой «мастерской» с бассейном тоже неслучайна – многие художники предпочитали творить именно на средиземноморских виллах, а главный герой этого зала – Пабло Пикасссо – особенно. Кстати, здесь же вспомнили и о другом известном испанце: приятной неожиданностью «виллы» является работа Сальвадора Дали.

 
Из пространства виллы мы перемещаемся в комнату отеля, которая, впрочем, больше похожа на космический корабль. Это не случайность: создатели помещения вдохновлялись фильмом Андрея Тарковского «Солярис».

«Человеку не нужны другие миры, человеку нужен другой человек», − девиз этого фильма.

Но отель «СтандАрт» уверяет, что человеку нужна еще удобная кровать! Именно она – главный экспонат комнаты.

 

 

Футуристическая, элегантная. Пространство «космического корабля» украшено по кругу разноцветными изображениями «Джоконды», как бы «заземляя» посетителей и напоминая им о реальной жизни. Кстати, такая же цифровая версия Мона Лизы на самом деле бывала в открытом космосе! Автор картины совершил такой экстравагантный поступок, желая поделиться шедевром с иными цивилизациями.

 
Из космической реальности посетителей ведет длинный коридор к реальности виртуальной – следующий зал организовала компания Sony Playstation. Да-да, мы не шутим: игровые приставки и музей вполне совместимы. В этом вы можете убедиться лично, взяв в руки джойстик и отправившись в увлекательное путешествие прямо с музейного пуфика. Три больших экрана очень располагают к этому. В ассортименте есть ужастик и детектив, а рядом с ними медитативно устроилась видеоинсталляция, на которой парень следит за золотой рыбкой. Эта работа метафорична: уход в пространство без времени. Каждый, кто играл в компьютерные игры, знает, что значит выпасть из реальности. Интересно, что само пространство зала выстроено необычно – оно разного уровня.

Это символизирует игровые уровни. На стенах очень органично разместились плакаты, предоставленные Sony Playstation. Они мирно соседствуют с картинами современных художников. В XXI веке не всегда понятно, что является искусством, а что – имитацией. Постеры, картины, игрушки – здесь каждый должен решить для себя, где именно проводить черту между искусством, повседневностью или подделкой. И вообще, есть ли эта черта? Кстати, игры в музее разместились не для развлечения посетителей. Они – маркер нашего времени, зеркало современной жизни.

 
Если экскурсия оказалась слишком насыщенной и информативной, вы устали от обилия информации и смены пространств, то в следующем зале у вас есть возможность погрузиться в замедленную бесконечность в пространстве времени с Casio G-Shock. В этом поможет инсталляция, в которой вы увидите самого себя, уходящего в бесконечность.

 
Противопоставляется этому другая инсталляция под названием «Батутизм», в которой зрителям предлагается поучаствовать: снять обувь и попрыгать на батуте. Зачем? Чтобы разгадать тайну изображения, скрывающегося на телевизоре, подвешенном наверху. Аллегория проста: в жизни невозможно увидеть все, возможно же только малую часть. Мы так же прыгаем, словно на батуте, пытаясь заглянуть за завесу мироздания… В этом же зале присутствуют другие интересные экспонаты – с помощью насоса можно, например, накачать двух художников, а с помощью двойной мишени почувствовать себя самым удачливым стрелком.

 
Зал под номером семь посвящен городскому пространству. Марина Черникова, автор необычной инсталляции, призывает нас к понимаю того, насколько сложно воспринимать окружающую среду цельно – слишком часто мы отвлекаемся на телефоны, машины, куда-то бежим. На этой работе представлен город в ускоренной съемке, точнее, несколько городов – Марина снимала во многих мегаполисах. Все быстро-быстро движется, куда-то спешит, но остается по-прежнему прекрасным. Современный человек очень любит путешествия, экскурсии, информацию, информацию… И точно так же бегает по городам, перемешивая увиденное в своей голове.

Так как зал иллюстрирует городское пространство, неудивительно, что в нем есть подземный переход – маркер нашего времени! Причем иллюзия перехода выглядит очень достоверно: моргающие лампы, пары кроссовок Adidas на ступеньках, помещенные хаотично, будто спешащие люди… И конечно, какой же переход без прекрасного «вандализма» − граффити? «Я понимаю почти всё», − высокомерно и иронично заявляет автор со своего полотна. Так же самонадеянно и претенциозно, как молодежь XXI века.

В этом же пространстве мы можем увидеть страсть человека к познанию и преодолению границ. Точно так же, как люди стирают границы между Землей и космосом, искусство преодолевает собственные границы. Стеклянный квадрат Олега Кулика, который отсылает к квадрату Малевича, призывает посмотреть на мир сквозь призму стёртых границ.

«Квадрат наиболее объективно отражает окружающую действительность, в отличие от любого другого непрозрачного произведения искусства», − комментирует автор скульптуры.

 
И у нас осталось всего два зала – «гостиная» и «кухня», такие родные и привычные для нас. Здесь мы можем отдохнуть от города, офиса, гостиниц и всего остального. Но художница Наталья Стручкова считает иначе: её картина Futurussia, сделанная в технике пиксель-арт, словно говорит о том, что даже у себя дома мы не можем отдохнуть от медийного хаоса. А картина Александра Савко «Герника» напоминает нам о трагедиях человечества и о фарсе, в который их превращают СМИ.

 

 

 
И на «десерт» ММОМА предлагает нам кухню от Филиппа Старка. Это пространство еще раз напоминает нам, что дизайн – часть повседневной жизни. Минимализм, элегантность, футуризм – такое искусство в своем доме ценят современные люди.

 

 

Как и в любой уютной кухне, гарнитур здесь дополняют картины. Натюрморт Дмитрия Краснопевцева особенно привлекает взгляд: лаконично, изящно, ничего лишнего.

А наша насыщенная экскурсия подошла к концу. Мы постарались как можно подробнее рассказать вам о чудесах современного музея и о необычных выставках, которые в нем проходят. Помните, что подлинное искусство окружает нас повсюду, а не только в выставочных залах.

Меню

Хочу быть в курсе вместе с Artifex

Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика