Едва ли найдется человек, который не держал в руке шариковую ручку и однажды не ловил себя за разрисовыванием бумаги замысловатыми узорами во время скучных лекций или собраний. До недавних пор этот предмет имел исключительно утилитарную функцию и использовался художниками XX века только для создания скетчей. Теперь рисунок шариковой ручкой стал стремительно набирать популярность в художественных кругах как самостоятельное направление.

Андрей Полетаев, художник родом из Украины, уже много лет специализируется именно на рисунках шариковой ручкой. Имея в своем распоряжении только этот нехитрый инструмент и бумагу, он создает великолепные рисунки: от залитых солнцем городских пейзажей до убедительных портретов знаменитостей.

 

Выставки Андрея проходят по всему миру: в Германии, Швейцарии, Франции, но особенное внимание рисунки художника снискали в США, где на выставке искусства и кино в Нэшвилле его рисунок победил сразу в четырех номинациях.

Несмотря на растущую популярность, Андрей демонстрирует публике свои работы, но сам предпочитает оставаться в тени: по его убеждению, рисунки сами говорят за художника. Тем не менее, Анастасия Теплицкая связалась с Андреем и задала несколько вопросов о тонкостях создания шедевров шариковой ручкой.

Artifex: Расскажите, когда вы впервые применили технику рисования шариковой ручкой?

Думаю, еще когда учился в школе и, сидя на уроке на задней парте, рисовал печати на бланке медицинской справки для освобождения от уроков.

Artifex: Получалось?

Хоть я и не часто этим занимался, но когда занимался - выходило безупречно.

Artifex: На своем сайте вы писали, что периодически применяете разные техники: масло, карандаши, маркеры, но, тем не менее, обычная шариковая ручка — ваш любимый инструмент. Почему?

Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Чтобы понять, почему я предпочел шариковую ручку, зрителю нужно увидеть оригинал моего рисунка. То, что можно увидеть через монитор, даже в лучшем случае передает менее половины впечатлений, получаемых от просмотра оригинала.

Artifex: Не кажется ли вам, что «потенциал» шариковой ручки не достаточно богат для художественного выражения?

Нет, ни в коей мере. Рисунок шариковой ручкой только недавно появился на свет как самостоятельное направление в художественном искусстве. И оно имеет еще множество нераскрытых граней. Ведь еще каких-то 5-10 лет назад шариковая ручка вообще не использовалась художниками для создания произведений искусства. А сейчас зритель может видеть, что с ее помощью создаются высококлассные работы. Я думаю, что в будущем нам предстоит увидеть еще много интересного.

 

Artifex: Интересно, сколько ручек нужно на один рисунок?

Это зависит от ручки и от рисунка. На большую работу, думаю, от одной до трех.

Artifex: Рискну предположить, что, в отличие от многих людей, вы относитесь к выбору этого предмета с большим вниманием и требовательностью. Какой же должна быть ваша шариковая ручка?

В разных регионах торговые точки отдают предпочтения разным производителям, но всегда можно найти что-то достойное. Существуют производители, у которых даже самая дешевая ручка может превосходить по качеству дорогую ручку некоторых других производителей. Что касается моего выбора, все зависит от настроения и от того, что я хочу получить в итоге. Ручки могут быть самые разнообразные: от дешевых до дорогих, диаметром от 0,28 мм. до 1,4 мм.

Artifex: Сколько у вас их в запасе?

Я не сторонник делать большие запасы ручек, со временем они имеют свойство пересыхать, что может негативно отражаться на работе. Но все равно ручек у меня значительно больше, чем у обычного человека.

Artifex: Расскажите, какие существуют сложности при работе шариковой ручкой?

Самое сложное, наверное, то, что при работе чернилами исключается право на ошибку. Нанесенное на бумагу единожды остается там навсегда. Если учесть, что на некоторые работы уходит до 300 часов, то это оказывает некое давление.

К тому же, рисуя шариковой ручкой, я ограничен в цвете, а работая в монохроме, приходится постоянно решать массу задач. Например, как передать изображение, максимально его сохранив и при этом используя только один цвет. Мне неоднократно задавали вопрос, почему я не использую цветные шариковые ручки. Ответ прост. Если обратить внимание на большие наборы цветных ручек, то на многих можно увидеть, что производитель не рекомендует использовать их для подписания документов. Неизвестно, как поведут себя цветные чернила через 10-20 лет, поэтому нет желания рисковать.

Artifex: А что вам сложнее всего рисовать?

Я не рассматриваю работу как сложную или простую, а смотрю только на время, которое необходимо затратить. Любой художник рисует хорошо то, что ему нравится, и делает это настолько хорошо, насколько сам того хочет. Самый серьезный «враг» моей работы — это время. А попытки с ним бороться накладывают не самый лучший отпечаток на ее качество. Так что если я хочу рисовать что-то лучше, то просто трачу на это больше времени. Наверное, для себя сложность работы я измеряю в часах.

Artifex: В одном из интервью вы сказали, что в своих работах «никогда не пытаетесь ничего обнажить и вывернуть наружу…»

Да, я всегда подчеркиваю, что в своих работах я затрагиваю самые простые сюжеты. Все то, что мы можем встретить в повседневной жизни. Жизнь современного человека столь стремительна, что мы перестаем замечать окружающее нас. Я лишь ловлю мгновение, даю зрителю возможность стать сторонним наблюдателем и незаметно для окружающего мира взглянуть на него со стороны. А дальше, если сюжет хоть в какой-то мере зацепил зрителя, то он сможет для себя что-то найти.

 

Artifex: Расскажите, пожалуйста, почему вы предпочитаете оставаться инкогнито для прессы и поклонников?

Я показываю зрителю только свою творческую часть. За художника должны говорить его работы. Личную жизнь предпочитаю оставлять себе, а кто и что съел за обедом, у кого круче селфи — таких хватает и без меня. Что касается прессы - я всегда открыт для контакта, но общение происходит через моего официального представителя. И я оставляю за собой возможность посетить свои же выставки в роли зрителя.

Artifex: Доводилось ли случайно услышать какую-то интересную критику в свой адрес?

К сожалению, нет. Самая острая критика — это моя собственная.

Artifex: Говорят, что любой писатель любым своим произведением в первую очередь показывает самого себя, также и художник сам предстает перед зрителем на своих полотнах. Как вам кажется, что можно узнать о вас, как о человеке, глядя на ваши рисунки?

Здесь можно было бы себя похвалить, но ответ будет простым: о человеке говорит то, что он делает, и то, как он поступает. Следовательно, не мне судить о себе.