Американский импрессионизм | Artifex.ru

Американский
импрессионизм


Вот мы и добрались, наконец, до американского импрессионизма! Давайте обратимся к его истории.

В 70-х годах XIX века многие начинающие американские художники уезжали получать образование в Европу и не могли не попасть под влияние нового, расцветающего там направления в живописи – импрессионизма. Впрочем, в Америке конца XIX века он пустил свои корни не на пустом месте. Базой для его развития стала мощная школа реалистической живописи, сложившаяся во второй половине века, и пейзажная живопись художников «Школы реки Гудзон» (Hudson River School).

Важной вехой в развитии импрессионизма в Америке стала выставка французских импрессионистов в 1886 году, где было представлено более 300 работ «классиков» течения. Прорыв живописи импрессионистов в США привнес множество новых идей и техник в творчество американских художников. Основанная еще в 1877 году Ассоциация американских художников поддерживала материально молодых талантов, обучавшихся в Европе.

 
Одним из основоположников американского импрессионизма был Уильям Мерритт Чейз (William Merritt Chase). Он родился в семье местного купца, работал продавцом в семейном бизнесе, рано проявил интерес к искусству, обучался сначала у местных художников-самоучек, а затем продолжил свое образование в Национальной Академии Дизайна. Его талант заинтересовал одного богатого мецената, и он послал молодого Чейза на двухлетнее обучение в Европу, предложив за это подобрать там для своей коллекции картины европейских художников. Чейз учился в Мюнхене, побывал в Италии и вернулся в Америку уже умелым, представлявшим новое направление в живописи, европейски образованным художником.

 

Кроме творчества, он увлекся преподавательской работой, учил своих студентов пленэрной живописи, сам пробовал себя и в портрете, и в натюрморте. Сегодня его работы имеются в большинстве американских музеев.

 
Мэри Кассат (Mary Stevenson Cassatt), из семьи брокера и дочери банкира, рано начала ездить с родителями за рубеж, побывала во многих европейских столичных музеях. Семья была против ее занятий живописью, но девушка начала обучение в Америке и продолжила его самостоятельно в музеях Италии, а также в Париже вместе с Камилем Писсарро. Знакомство Кассат с Дега привело ее к импрессионизму.

 

Но смерть сестры и болезнь матери изменили настроение художницы, и к концу 80-х годов она сменила стиль и отошла от движения импрессионистов.

 
Фредерик Чайльд Хассам (Frederick Childe Hassam) с детства посещал уроки рисования, а позже стал учеником гравера по дереву, где и проявил художественный талант. В 20 лет он начал писать маслом, но его любимым средством живописи была акварель. В начале своего творческого пути он в основном выполнял иллюстрации для журналов: рисовал городские виды, писал пейзажи на пленэре. Во время своей первой поездки в Европу Хассам был потрясен богатством и разнообразием европейского художественного наследия, а после второй поездки решил вплотную заняться живописью, оставив иллюстрации. Он уехал с женой в Париж, брал там уроки рисования. Парижские улицы стали главной темой его картин, а техника все больше склонялась к импрессионизму.

 

Вернувшись в Америку, Хассам продолжил писать городские пейзажи, тщательно избегая бедных кварталов, и сельские виды Коннектикута и Массачусетса. Уехав во время кризиса конца века в Европу, он изучал там работы старых мастеров, много писал, а его палитра становилась светлее и легче.

 
Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent) родился в семье врача во Флоренции, где его родители оказались проездом. Они много времени проводили в Европе, т. к. мать верила в то, что посещение музеев и храмов даст детям достаточное образование. Кстати, мать Джона сама была прекрасным художником-самоучкой, да и отец иллюстрировал медицинские журналы. Мальчик рано начал рисовать, копируя изображения морских пейзажей и судов из журналов. Не получив регулярного образования, он тем не менее говорил на нескольких языках и был знаком с творчеством великих мастеров.

 

После обучения у молодого Карла-Дюрана Сарджент был принят в Школу изящных искусств в Париже, занимался самообразованием, рисовал в музеях, побывал в Италии, в Испании «заболел» Веласкесом, познакомился с Дега, Роденом, Моне, общался с американскими художниками. Первоначальное увлечение пейзажем сменилось интересом к портретам, которые принесли ему славу и высокие заработки. Художник жил и рисовал в Париже, Италии, Америке, Лондоне.

 

 

Сарджент считается ведущим портретистом своего времени в реалистическом стиле. Но пейзажи и сцены на пленэре он писал в импрессионистском стиле. Он создал за свою жизнь около 900 картин, более 2000 акварелей, сделал огромное количество эскизов и рисунков углем. Коллекции его работ имеются во многих музеях мира и высоко ценятся. Например, «Сиеста» была продана в 2004 году за 23 млн. долларов.

 
Джон Хенри Тоуктмен (John Henry Twachtman) родился в Цинциннати и там же получил свое первое художественное образование. Как и многие соотечественники, он решил продолжить обучение в Европе: в Мюнхене, Париже, Венеции. Он изучал литографию, рисовал на пленэре, писал маслом и акварелью. В 1886 году Тоуктмен вернулся в Америку и поселился в Коннектикуте в колонии художников, играя там важную связующую миротворческую роль, благодаря своему общительному и спокойному характеру.

 

В течение жизни его техника изменялась, но основное, импрессионистическое, направление преобладало в его пейзажах, изображавших окрестности, сад и хозяйство. Умер Тоуктмен скоропостижно от аневризмы в мозгу в возрасте 49 лет, оставив после себя множество акварелей, гравюр и картин маслом.

 
Теодор Робинсон (Theodore Robinson) – один из первых американских импрессионистов, который известен своими пейзажами. Некоторые работы художника признаны шедеврами американского импрессионизма.

 

Начальное художественное образование он получил в Чикаго, затем в Национальной Академии Дизайна в Нью-Йорке, а затем отправился в Париж в Школу изящных искусств, где впервые выставил в Салоне свои картины. После поездки по Италии Робинсон вернулся в 1879 году в Америку. Его работы тех лет ближе к реализму, они изображают людей, занятых трудом.

Через пять лет он уехал опять во Францию и провел там восемь лет, живя в Живерни, подружившись с Клодом Моне и вдохновляясь его творчеством. Там он создал те работы, которые историки искусства считают его лучшими картинами, – окрестности при различной погоде в традиции пленэра.

Вернувшись в Америку, Робинсон много преподавал в разных художественных школах, его авторитет импрессиониста влиял на многих начинающих художников. Он всю жизнь вел дневники, которые представляют большой интерес для искусствоведов и хранятся в Коллекции Фрика. В последний год своей жизни он написал эссе о Коро и Моне, снабдив их иллюстрациями. Умер Теодор от приступа астмы в самом расцвете своего таланта.

 
Эдмунд Чарльз Тарбелл (Edmund Charles Tarbell) родился в семье эмигрантов из Англии, его отец умер от брюшного тифа, когда ребенку был всего год, мать вторично вышла замуж и оставила двоих детей на воспитание своим родителям. Тарбелл получил первичное художественное образование в вечерней школе искусств в Массачусетсе, затем работал в литографической компании и поступил в Школу при Музее искусств в Бостоне.

 

Его талант заметили и предложили юному художнику продолжить образование в Париже. В 1883 году он начал там свое обучение, много копировал старых мастеров в Лувре и одновременно попал под влияние движения импрессионистов, что сказалось на его дальнейшем творчестве. Тарбелл путешествовал по Италии, Германии, Бельгии и Франции, а вернувшись 1885 году в Бостон, работал художником-оформителем и давал частные уроки рисования.

Он преподавал своим ученикам не только серьезную теоретическую базу, но и обучал их разным техникам живописи и даже скульптуре. Влияние художника на развитие импрессионизма в Бостоне было настолько велико, что его последователей даже называли «тарбеллистами».Чаще всего моделями Тарбеллу служили его жена и дочь. Также он писал портреты многих известных людей своего времени, в том числе промышленника и создателя частного музея Генри Фрика, президента Вудро Вильсона и других.

 
Джулиан Олден Вейр (Julian Alden Weir) родился в Вест-Пойнте в семье художника-реалиста, профессора рисования Военной академии. Его старший брат тоже был художником и профессором живописи. Молодой Вейр обучался в Национальной Академии Дизайна, а затем в Школе изящных искусств в Париже у знаменитого французского художника Жана-Леона Жерома. Первое его впечатление от импрессионизма было негативным: «Я никогда не видел более ужасных вещей…» – писал он родителям, не понимая и не принимая новое направление.

 

Возвратившись в Нью-Йорк, Вейр впервые участвовал в выставке в Национальной Академии, писал портреты и преподавал. Постепенно он начал терять свое стойкое отвращение к импрессионизму и даже приобрел две картины Эдуарда Мане. Вейр купил ферму в Коннектикуте, на которой очень любил бывать и рисовать пейзажи, познакомился там с художниками Рейдером и Тоуктменом, с которым вместе удачно выставлялся и продавал картины.

Постепенно к 1891 году его работы все яснее говорили о принятии им импрессионистического стиля. Палитра Вейера становилась более легкой и пастельной, а выставка 1893 года, в которой участвовали и работы Клода Моне, показала, что мир искусства Америки обогатился новым направлением в живописи. Сегодня работы Джулиана Вейра находятся в коллекциях крупнейших музеев.

 
Роберт Льюис (Рид) Рейд (Robert Lewis Reid) родился в Стокбридже, обучался в Школе Музея изящных искусств в Бостоне, затем в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке. В 1885 году он отправился в Париж учиться в Академии Жюльена. В своих ранних работах он изображал в основном французских крестьян.

 

Вернувшись в Нью-Йорк, Роберт преподавал и писал портреты молодых женщин в окружении цветов, а также создавал декоративные росписи и витражи. Его работы есть в Библиотеке Конгресса, здании Парламента в Бостоне, в Апелляционном суде Нью-Йорка. Интересно, что на Парижской выставке 1900 года американский павильон был украшен его фресками. К сожалению, некоторые работы художника были утеряны, например, восемь огромных фресок Дворца изящных искусств для Международной выставки в Сан-Франциско, которые украшали потолок ротонды и исчезли после его восстановления.

 
Уиллард Лерой Меткальф (Willard Leroy Metcalf) родился в рабочей семье, уже в 18 лет открыл студию в Бостоне и сумел получить стипендию в Школе Музея изящных искусств. В 1882 году молодой Меткальф провел выставку в Бостоне и сумел, удачно продав картины, финансировать свою учебу в Париже.

 

Пять лет он учился и путешествовал, побывал в Лондоне, рисовал в Живерни сцены из крестьянской жизни, поездил по Алжиру и Тунису. Вернувшись в Америку, он вскоре открыл студию в Нью-Йорке и работал художником-портретистом, иллюстратором и педагогом.

Он вместе с друзьями-художниками из группы «Десяти» участвовал в росписи фресок для здания суда в Нью-Йорке, писал пейзажи, характеризующиеся легкостью палитры и свежестью исполнения. Позже, часто зимуя в Корнише, он писал много снежных пейзажей. Также художник жил и рисовал в Вермонте, Коннектикуте и Мэне, успешно участвовал в выставках и проводил свои персональные выставки.

* * *

Импрессионизм некоторое время не был признан в США, многие художники, коллекционеры и продавцы не воспринимали это новое художественное явление, но такие активные художники, как Чейз, Хассам, Сарджент и другие смогли легализовать импрессионизм в американском культурном обществе, их картины начали покупать крупнейшие музеи. Большую роль в становлении американского импрессионизма сыграла группа «Десять», в которую входило большинство из упомянутых живописцев. В 1897 году они вышли из Ассоциации американских художников из-за пренебрежительного, как они считали, отношения к новому направлению в живописи и излишней коммерциализации выставок.

Создателями группы «Десяти» были Фредерик Хассам, Джулиан Вейр и Джон Тоуктмен, вскоре к ним присоединились и другие художники из Нью-Йорка и Бостона, а также из Калифорнии. Им удалось провести более десяти удачных выставок. Группа просуществовала около 20 лет и прекратила свою деятельность из-за потери интереса к импрессионизму, естественному уходу его проводников и появлению в Америке новых направлений в искусстве. Но в 50-х годах ХХ века интерес к импрессионизму возродился в Европе и Америке и продолжается по сегодняшний день, особенно в пленэрной живописи.

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика