Вот мы и добрались, наконец, до американского импрессионизма! Давайте обратимся к его истории.

В 70-х годах XIX века многие начинающие американские художники уезжали получать образование в Европу и не могли не попасть под влияние нового, расцветающего там направления в живописи – импрессионизма. Впрочем, в Америке конца XIX века он пустил свои корни не на пустом месте. Базой для его развития стала мощная школа реалистической живописи, сложившаяся во второй половине века, и пейзажная живопись художников «Школы реки Гудзон» (Hudson River School).

Важной вехой в развитии импрессионизма в Америке стала выставка французских импрессионистов в 1886 году, где было представлено более 300 работ «классиков» течения. Прорыв живописи импрессионистов в США привнес множество новых идей и техник в творчество американских художников. Основанная еще в 1877 году Ассоциация американских художников поддерживала материально молодых талантов, обучавшихся в Европе.

 
Одним из основоположников американского импрессионизма был Уильям Мерритт Чейз (William Merritt Chase). Он родился в семье местного купца, работал продавцом в семейном бизнесе, рано проявил интерес к искусству, обучался сначала у местных художников-самоучек, а затем продолжил свое образование в Национальной Академии Дизайна. Его талант заинтересовал одного богатого мецената, и он послал молодого Чейза на двухлетнее обучение в Европу, предложив за это подобрать там для своей коллекции картины европейских художников. Чейз учился в Мюнхене, побывал в Италии и вернулся в Америку уже умелым, представлявшим новое направление в живописи, европейски образованным художником.

 

Кроме творчества, он увлекся преподавательской работой, учил своих студентов пленэрной живописи, сам пробовал себя и в портрете, и в натюрморте. Сегодня его работы имеются в большинстве американских музеев.

 
Фредерик Чайльд Хассам (Frederick Childe Hassam) с детства посещал уроки рисования, а позже стал учеником гравера по дереву, где и проявил художественный талант. В 20 лет он начал писать маслом, но его любимым средством живописи была акварель. В начале своего творческого пути он в основном выполнял иллюстрации для журналов: рисовал городские виды, писал пейзажи на пленэре. Во время своей первой поездки в Европу Хассам был потрясен богатством и разнообразием европейского художественного наследия, а после второй поездки решил вплотную заняться живописью, оставив иллюстрации. Он уехал с женой в Париж, брал там уроки рисования. Парижские улицы стали главной темой его картин, а техника все больше склонялась к импрессионизму.

 

Вернувшись в Америку, Хассам продолжил писать городские пейзажи, тщательно избегая бедных кварталов, и сельские виды Коннектикута и Массачусетса. Уехав во время кризиса конца века в Европу, он изучал там работы старых мастеров, много писал, а его палитра становилась светлее и легче.

 
Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent) родился в семье врача во Флоренции, где его родители оказались проездом. Они много времени проводили в Европе, т. к. мать верила в то, что посещение музеев и храмов даст детям достаточное образование. Кстати, мать Джона сама была прекрасным художником-самоучкой, да и отец иллюстрировал медицинские журналы. Мальчик рано начал рисовать, копируя изображения морских пейзажей и судов из журналов. Не получив регулярного образования, он тем не менее говорил на нескольких языках и был знаком с творчеством великих мастеров.

 

После обучения у молодого Карла-Дюрана Сарджент был принят в Школу изящных искусств в Париже, занимался самообразованием, рисовал в музеях, побывал в Италии, в Испании «заболел» Веласкесом, познакомился с Дега, Роденом, Моне, общался с американскими художниками. Первоначальное увлечение пейзажем сменилось интересом к портретам, которые принесли ему славу и высокие заработки. Художник жил и рисовал в Париже, Италии, Америке, Лондоне.

 

 

Сарджент считается ведущим портретистом своего времени в реалистическом стиле. Но пейзажи и сцены на пленэре он писал в импрессионистском стиле. Он создал за свою жизнь около 900 картин, более 2000 акварелей, сделал огромное количество эскизов и рисунков углем. Коллекции его работ имеются во многих музеях мира и высоко ценятся. Например, «Сиеста» была продана в 2004 году за 23 млн. долларов.

 
Роберт Льюис (Рид) Рейд (Robert Lewis Reid) родился в Стокбридже, обучался в Школе Музея изящных искусств в Бостоне, затем в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке. В 1885 году он отправился в Париж учиться в Академии Жюльена. В своих ранних работах он изображал в основном французских крестьян.

 

Вернувшись в Нью-Йорк, Роберт преподавал и писал портреты молодых женщин в окружении цветов, а также создавал декоративные росписи и витражи. Его работы есть в Библиотеке Конгресса, здании Парламента в Бостоне, в Апелляционном суде Нью-Йорка. Интересно, что на Парижской выставке 1900 года американский павильон был украшен его фресками. К сожалению, некоторые работы художника были утеряны, например, восемь огромных фресок Дворца изящных искусств для Международной выставки в Сан-Франциско, которые украшали потолок ротонды и исчезли после его восстановления.