Архип Куинджи: русский Моне | Artifex.ru

Архип Куинджи:
русский Моне

1876 год, выставка передвижников. Архип Иванович Куинджи впервые выставил свою «Украинскую ночь». После этого все газеты писали о том, что необычный ночной пейзаж «убивает» все другие соседствующие пейзажи. А вроде бы то же небо, те же звезды, те же огоньки окон вдали. Но секрет картин Куинджи и заключается в поразительной иллюзии света.

 

 

Русский художник родился в 1842 году в Мариуполе в семье бедного грека-сапожника. В 1855 году будущий мастер пейзажной живописи жил в Феодосии и брал уроки живописи у Адольфа Ивановича Фесслера, художника-мариниста и ученика самого Айвазовского. Собственно, в Феодосии Архип рассчитывал учиться у самого великого мариниста, но когда тот увидел мальчика, то доверил ему лишь красить забор. Конечно, это лишь одна из версий. По другой, когда Айвазовский открывал свою мастерскую, он заставлял Куинджи четыре месяца копировать свои картины под наблюдением Фесслера. Но так или иначе, не получив поддержки от великого мастера, Архип возвратился в родной Мариуполь и устроился ретушером к местному фотографу.

Затем последовала неудача с Петербургской Академией художеств, поступить в которую, как тогда казалось, ему было не суждено. Зато он познакомился с учениками Академии. И эти отношения стоили обучения в элитном заведении, ведь близкими друзьями юного пейзажиста стали Илья Репин, Виктор Васнецов, Василий Суриков и многие другие художники, чьи имена в будущем украсили «корону» российской живописи.

 

Позднее стилями картин Куинджи будут реализм, романтизм и философский пейзаж, но его искусство развивалось волнами. Под влиянием Айвазовского и Фесслера возникло увлечение пейзажем. К сожалению, полотна того периода не сохранились до наших дней. А ведь именно они открыли начинающему автору дверь в мир большого искусства. Как пример: в 1868 году на академической выставке Куинджи выставил «Татарскую саклю в Крыму», за которую 15 сентября Совет Академии художников удостоил пейзажиста званием свободного художника.

И только тогда - после двух неудач и прошения в Академический Совет - Куинджи был допущен до экзаменов для получения диплома и с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств Петербурга. Там он еще больше сблизился с передвижниками и Репиным.

И после этой, кажется, череды неудач, начался светлый путь становления Архипа Куинджи как всемирно известного пейзажиста.

В семидесятых годах художник впервые посетил Валаам, где создал «Ладожское озеро». Через три года, совершая путешествие по Германии, Англии и Франции, написал картину «На острове Валааме». Именно это полотно стало первым, которое приобрел Павел Третьяков. А уж если знаменитый русский коллекционер приобрел картину, то можно представить, какой фурор она произвела в творческом мире. Затем Третьяков забрал в галерею и «Ладожское озеро», и еще одну картину из цикла - «Север».

 

В 1894 году Архип Куинджи возглавил пейзажную мастерскую Академии художеств, в которой мечтали учиться многие молодые таланты. Позднее его будут сравнивать с Моне за самобытность, игру света и цветовые решения полотен. Такое было несвойственно никому больше, и гениальность кисти художников, как нашего, так и зарубежного, просто нельзя переоценить.

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика