Известный японский эзотерик Масару Эмото, занимающийся изучением мистических свойств воды, сказал: «Понять воду - значит понять вселенную». И когда видишь, как художники, владеющие древним мастерством живописи эбру, создают целые миры на ее зыбкой поверхности, с ним хочется согласиться.




Действо, а здесь уместно употребить именно это старинное «высокопарное» слово, происходит под бетховенскую «Лунную сонату», это сразу же настраивает на встречу с чем-то необыкновенным. И чудо действительно происходит. Повинуясь волшебным инструментам художника, капли светлой краски на темно-синей воде превратились в облака на ночном небе. Затем несколько «желтых» прикосновений зажгли на нем звезды. Закончив «сотворение» небес, художник спускается на землю. И вот уже появились темные кипарисы, колокольня собора… домишки со светящимися окнами… одним словом, буквально на глазах непостижимым образом материализовалась совершенно волшебная и фантастическая «Звездная ночь» ван Гога.

И здесь, да простит нас великий голландец, невозможно не поймать себя на крамольной мысли: этой картине с ее потрясающей энергетикой очень «к лицу» появиться именно так – не на чистом белом холсте, а постепенно возникнуть, проступить из уже существующей туманной и «размытой» реальности, на краткое мгновение приобрести зыбкие очертания, а потом опять растаять во времени, в пространстве, в воображении…

Гарип Ай, турецкий художник, создавший необычную репродукцию, словно подслушал эту мысль. Он перемешал краски - и сказочной ночи не стало…

Вторая половина ролика оказалась более прозаической, но не менее удивительной: мы становимся свидетелями того, как Гарип нарисовал портрет ван Гога, автора картины «Звездная ночь», и перенес изображение на бумагу.

Эбру, живопись по воде, появилась в восточных странах в XI веке. В настоящее время это искусство наиболее распространено в Турции. Там оно стало не только уникальным способом самовыражения, но и своеобразной духовной практикой. Художники, работающие в этой технике, утверждают, что вода способна хранить и передавать информацию, и все, что они рисуют, уже заложено в ней. Поэтому их творчество - всего лишь способ «тайное сделать явным».