Неукротимая энергия в картинах Джакомо Балла | Artifex.ru

Неукротимая энергия в картинах
Джакомо Балла

Многие из нас в детстве любили (да и сейчас любят) смотреть мультфильмы. Анимация бывает совершенно разной, но суть у неё одна: это искусственно созданная имитация движения. А что будет, если перенести изображение движения в статичное искусство?

Над этим вопросом задумывалось не одно поколение художников. Свой особенный вариант переноса движения на холст предложил итальянский футурист Джакомо Балла (Giacomo Balla). Давайте же посмотрим, что у него получилось, и какими идеями он руководствовался.

 

К футуризму Балла пришёл не сразу. После завершения обучения в своём родном Турине он в середине 80-х годов XIX века переехал в Рим и обосновался там. Вскоре он стал известен как портретист; работал в основном в жанре дивизионизма (когда цвет в картине раскладывается на множество точек из составляющих его спектральных цветов). Так как Джакомо вырос в семье профессионального фотографа, то у него был интерес и к сфере, в которой работал его отец.

Ранние работы будущего сторонника футуризма напоминают фотографии: и свет, и композиция выстроены в них точно так же. Например, портрет художника Этторе Розлер Франца (Ritratto di Ettore Roesler Franz) выглядит как случайный кадр фотосъёмки.

Художник изображён за работой на пленэре и не смотрит в кадр: он увлечён моментом. Официозность и торжественная серьёзность, присущие многим портретам, совершенно отсутствуют.

 

Портрет Карло Фонтана (Ritratto di Carlo Fontana) хорошо передаёт обстановку дружественной беседы: этому способствуют непринуждённая поза Фонтана, мягкий, чуть ироничный и расслабленный взгляд, полуулыбка и пейзаж за его спиной.

А девушка, изображённая на картине «Сомнения» (Il Dubbio), и вовсе выглядит так, будто она живёт в наше время! Издалека кажется, что это настоящая фотография, но стоит лишь присмотреться, — и мы видим талантливо нарисованную картину. И это в 1908 году!

 

 

В это время сферу искусства начали «захватывать» футуристы. Через своих учеников Джакомо Балла познакомился с лидером течения Филиппо Томмазо Маринетти и «включился в игру». В 1910 году вышло несколько манифестов футуристов, под которыми художник поставил свою подпись. Эти манифесты вызвали большой резонанс в обществе (на что они и были рассчитаны), но при этом глубоко передавали суть течения.

Поэтому приведём несколько положений, которые оказали наибольшее влияние на дальнейшее творчество Балла:

  • Да здравствует риск, дерзость и неукротимая энергия!
  • Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской.
  • Мы воспеваем человека за баранкой: руль насквозь пронзает Землю, и она несётся по круговой орбите.
  • Мы стоим на обрыве столетий!.. Так чего же ради оглядываться назад? Ведь мы вот-вот прорубим окно прямо в таинственный мир. Невозможно! Нет теперь ни Времени, ни Пространства. Мы живём уже в вечности, ведь в нашем мире царит одна только скорость.

Амбиции футуристов были огромны: они (футуристы) нагло решили отменить всё традиционное искусство и заменить его новым! Эксперименты с различными формами изображения проводились повсюду…

Джакомо Балла был знаком с техникой хронофотографии. Это такая техника, когда движущийся объект фотографируется через равные промежутки времени, и на выходе получается множественное изображение этого объекта. Используя эти знания, художник стал экспериментировать с передачей движения в своих картинах.

Таким образом, ему прекрасно удалось изобразить относительность взаимодействия времени и пространства.

Одной из самых знаменитых его работ является «Динамизм собаки на поводке» (Dinamismo di un cane al guinzagilo). Мельтешение маленьких собачьих лапок и туфель хозяйки, радостное виляние хвоста, колыхание юбки, — кажется, будто это случайно остановленный кадр мультфильма, и если нажать на Play, то их движение продолжится. К этому же периоду относится и «Руки скрипача» (Le mani del violinista).

 

Особенность данных картин в том, что на них мы всё ещё можем чётко разглядеть и женщину, и таксу, и руки музыканта, и гриф скрипки. А вот увидеть объекты, обозначенные в названиях более поздних картин футуриста, уже не так просто.

Неким «переходным» моментом можно назвать картину «Девушка, выбегающая на балкон» (Ragazza che corre sul balcone). Мы также можем различить девушку, но очертания её уже размыты, её движение заполняет собой всё доступное на холсте пространство, и показано это всё с помощью вихря разноцветных точек.

 

 

Разглядеть автомобиль в преломлениях света и лихо закрученных спиралях картины «Скорость автомобиля» (Velocità d’automobile) вам поможет только лишь фантазия: с 1913 года достоверное изображение объектов в картинах Балла перестало быть значимым.

 

 

Эмоции европейских художников (особенно – футуристов) обострялись вместе со стремительными темпами научно-технического прогресса и накаляющейся обстановкой в международных отношениях. Поэтому отличительные признаки работ этого периода – динамизм, склонность к абстракциям, экспрессия. Неважно что – важно как! Джакомо изображал не только скорость предметов, но и скорость света, и стремительность звуков, сливающихся в единую какофонию…

После войны движение футуристов претерпело огромные изменения. Они столкнулись с этой «гигиеной мира», воспетой в их манифестах, и осознали, что их романтические идеи могут быть ошибочны. Начался новый поиск смысла для искусства. Может быть, поэтому, когда Европа приходила в себя от разрушений, в искусстве так стали популярны мотивы духовного поиска и создания нового мира? В 1918 и 1920 годах Балла выразил эти мысли в своих картинах «Трансформация душевных форм» (Transformazione forme spiriti) и «Возникновение идеи» (Sorge l’idea).

 

Здесь абстрактные формы не агрессивны, как это было раньше. Цвета в них стали красочнее и чище; нет ощущения, будто они с бешеной скоростью куда-то несутся, движение стало изображаться гораздо плавнее.

После 20-х годов XX века Джакомо Балла продолжил своё творчество и дальше, развивая и совершенствуя его. Он снова вернулся к портретам и удачно совмещал их с абстракциями. Однако миру он запомнился, прежде всего, как художник, сумевший отобразить на холсте красоту скорости и энергии, которую нельзя укротить.

Наш канал в Telegram
Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика