Джованни Беллини | Artifex.ru

Джованни
Беллини

Критик Лазарев называл этого художника самым обаятельным живописцем XV века, а Вазари считал его картины лучшим, что когда-либо было создано. Несмотря на то, что его прозвали «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с легкой кисти которого итальянское искусство вышло на новый уровень.

Творчество Беллини превратило Венецию в центр Ренессанса, который по значимости был равен только Флоренции и Риму. Как отмечают многие исследователи, Беллини удалось привести венецианское искусство к той форме человечности, что была так необходима западному миру. На протяжении шестидесяти лет художник не уставал держать в руках кисти, смешивать краски и искать новые сюжеты для своих полотен. Столь долгий творческий путь Джамбеллино, как звали художника в родной Италии, был отмечен стремительной эволюцией его художественного стиля. Ранние работы великого мастера насыщены более грубыми и жесткими чертами, в то время как его последние картины близки к величественному стилю, присущему эпохе Высокого Возрождения.

 

Некоторые современники Беллини отмечали, что он был человеком особого уклада: кроме уникального таланта, художник обладал утонченным чувством красоты и стремлением к гармонии.

Идеалистические взгляды художника ярко проявлялись в его картинах, которые создавались под влиянием Андреа Мантенья – зятя Беллини. Их отношения нельзя сводить исключительно к личным, потому что Андреа открыл Джованни тонкости флорентийского и тосканского искусства.

Особо сильное влияние Мантенья проявляется в работе Беллини – картине «Преображение». Здесь Джамбеллино изобразил стоящего на плоской вершине скалы Иисуса и двух апостолов, фигуры которых напоминают античные статуи.

 

 

Но живописец не стал полностью опираться на художественные предпочтения своего друга. Поэтому пейзаж, изображенный Джованни, значительно отличается от того, каким его рисовал Мантенья. На смену каменистым местностям и пустыням приходят зеленые поля и прозрачная водная гладь. Неизменным остается только пристрастие Беллини к библейским сюжетам и образам.

Центральной картиной Алтаря Пезаро является монументальная работа кисти Беллини «Коронование Марии». Вокруг нее до сих пор не утихают споры, ведь точно не установлено, когда именно была изготовлена картина. Разные исследователи относят его создание к 1465-70 годам, к 1470-75 годам, и даже к 1480 году.

 

 

На протяжении более трех десятков лет художник создавал коллекцию картин, посвященных Богоматери. Кисти Беллини принадлежит около девяноста изображений Святой Девы. Он нарисовал несколько «Мадонн с младенцами», среди которых самой известной стала «Греческая Мадонна».

 

Любопытно, что при однотипном мотиве, в котором задумчивая Дева предстает перед зрителем с младенцем на руках, ни один образ Богоматери на картинах не повторяется. Каждый раз Беллини удавалось найти новое решение: он то придавал Мадонне новую позу, то рисовал совершенно другое выражение лица или облачал Богоматерь в разноцветные одеяния.

Кроме вечного образа Девы, особое место в творчестве Беллини занимает маленькая композиция под названием «Священная аллегория», вокруг которой ходило немало споров.

 

 

Одни ученые полагают, что сюжет изображения был заимствован из средневековой поэмы о скитаниях души. Поэтому картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. По их мнению, женщина в центре картины олицетворяет собой Венецию, чей покой оберегает апостол Павел, острый меч которого символизирует правосудие. А коронация Святых Себастиана и Иова при свидетельстве Марии представлены здесь как триумф Венеции или ее основание в день Благовещения.

Несмотря на многочисленные попытки увидеть в картине скрытый философский смысл, Беллини создавал полотно без установки на дидактические поучения – пейзаж и герои здесь, по мнению художника, представляют собой всего лишь неотъемлемые составляющие вселенской гармонии.

К ней он стремился до конца своих дней и даже на закате жизни не терял трудолюбия и обращал внимание на античные мотивы. Так появилась картина «Пиршество Богов», которая была написана для феррарской резиденции Альфонсо I д'Эсте.

 

 

Примечательно, что над полотном художник трудился не один: чтобы придать изображению максимальную правдоподобность и полное соответствие древним мифам, на помощь Беллини пришел специалист по античности Марио Эквикола. К тому же, долгое время ходили слухи, что немалый вклад в написание полотна внесла и сестра заказчика Изабелла д’Эсте. «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм автора Овидия «Фасты».

Уход художника от религиозной тематики особенно проявляется в картине «Портрет дожа Лоредана», написанной в 1501 году. Примечательно, что художник пренебрег многолетней традицией рисовать лица в профиль и изобразил дожа Леонардо Лоредана в анфас.

 

Этим же приемом художник воспользовался спустя 14 лет при написании «Портрета Фра Теодоро да Урбино». Этим полотном Джованни Беллини поставил красивую точку в своем творческом пути и открыл после себя «золотой век» живописи в Венеции, приведя в искусство именитых последователей.

Меню

Хочу быть в курсе вместе с Artifex

Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика