Джозеф Альберс | Artifex.ru

Джозеф
Альберс

Заговорите о квадратах в искусстве - и выяснится, что в мире хорошо известен лишь один, принадлежащий кисти Казимира Малевича. Но между тем, куда большую верность этой фигуре хранил другой художник – Джозеф Альберс (Josef Albers, 1888-1976).

Вся жизнь Альберса словно состояла из соединения цифр, линий, причудливых фигур. Он и сам демонстрировал поразительную многогранность: был педагогом, поэтом, математиком, и, конечно же, художником. Математическая строгость незаметно вплелась даже в даты, которые ограничили отпущенный художнику земной срок: он появился на свет в 1888 году, а скончался в возрасте 88 лет.

 

Будучи сыном простого ремесленника из провинциального городка Боттропа, Джозеф в свое время приложил немало усилий, чтобы поступить в Королевскую школу искусств в Берлине. Его настойчивость и энергия всегда помогали добиваться своих целей. Поприще простого преподавателя казалось Альберсу слишком скромной перспективой, и вскоре после сдачи экзаменов на должность учителя искусств он отправился в Мюнхен, чтобы посещать классы рисования.

Цвет, которому в дальнейшем будут посвящены зрелые работы и исследования, еще не захватил Альберса столь сильно. Но творчество кубистов не давало ему покоя, заставляя искать новые формы. Почти все робкие попытки того времени нуждались в выдержке, подобно хорошему вину, и воплотить большинство из своих замыслов художник смог лишь в почтенном возрасте. Страсть к невозможным фигурам впоследствии вылилась в цикл ксилографий, представляющих изломанные формы, словно созданные для того, чтобы дразнить сознание. Но между замыслом и его воплощением пролегло почти полвека.

Долгое время Альберс балансировал между искусством и необходимостью обеспечивать свое существование. Он сумел поступить в считавшуюся престижной школу Баухауз в Веймаре, где оказался намного старше большинства своих сокурсников. Разница в возрасте мало смущала Джозефа, как, впрочем, и то, что для опытов с изображениями на стекле в поисках материала ему приходилось заглядывать на близлежащие стройки. Способность легко обучаться и в этот раз сослужила хорошую службу – вскоре новые эксперименты потребовали освоить профессию пескоструйщика. В отличие от прежних прозрачных изображений – диафаний - фигуры стали рельефно обозначаться на квадратных стеклах с помощью краски. Неустанная работа мысли заставляла двигаться вперед.

В 1925 году, после женитьбы на Анни Флейшман, студентке курса художественного ткачества, вместо того чтобы обустраивать семейное гнездышко и вкушать плоды совместной жизни, Джозеф увлекся дизайном предметов интерьера, не оставляя и своих занятий со стеклом.

Международная обстановка продолжала накаляться, именитые преподаватели покидали Баухауз, а затем и страну. Альберс, которого не затронула внутренняя борьба в стенах школы, фактически оказался у руля. Он прослужил в качестве заместителя директора три года, но все же последовал за старшими коллегами, когда учебное заведение, как и многие другие, было закрыто в 1933 году нацистами.

Новым пристанищем художника стал колледж «Блэк маунтин» в Северной Каролине. Здесь Альберс вновь вернулся к преподавательской деятельности и вплотную занялся изысканиями, связанными с восприятием цвета. Его собственная теория заключалась в том, что цвет по природе несамостоятелен, его определяет лишь соседство с другими тонами. Он также зависит от окружающей среды, освещения и даже личностного восприятия. Своим студентам Джозеф пояснял, что если он скажет «красный», то каждый в аудитории представит собственный оттенок этого цвета. Так же тщательно, как и свой предмет, он стремился постигнуть психологию студентов, специально разрабатывая визуальные методы для обучения.

 

Гармония математически выверенных линий и принципы сочетания цветов, наконец, слились в торжественный гимн, которому Альберс дал название «Поклонение квадрату» (Homage to the Square). Этот труд художник начал, когда уже был преподавателем Школы искусств при Йельском университете. Он справедливо считал его делом всей своей жизни. Бессчетное количество вариаций наглядно демонстрировало положения теорий художника. Альберс - один из немногих авторов, облекавших свой опыт в слова. Весь теоретический объем его изысканий получил итоговое воплощение в работе «Взаимодействие цветов», опубликованной в 1963 году.
В этой плоскости и пролегали, как две параллельных прямых, грани его таланта. С одной стороны, это были научный подход и мечта об абсолютной точности, а с другой – творчество на грани бессознательного. Но как бы близко друг от друга они не находились, между ними всегда сохранялась дистанция.

Несмотря на увлеченность опытом предшественников, особенно конструктивистов, Альберс оставался новатором и во многих областях заслужил славу первопроходца. Так, он предварил появление кинетического искусства и направления поп-арт, а его работы еще при жизни выставлялись в музее «Метрополитен».

Любой поворот или взгляд с другой стороны позволяет увидеть совсем иную картину. В этом Джозеф Альберс был похож на свои творения. Он ушел из жизни, оставив в своем творчестве массу неразгаданных загадок, и оставшись таковой сам.

Наш канал в Telegram
Навигация по сайту
Подписаться
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Рассказать об этом

Не забудь поделиться понравившейся статьёй с друзьями

Яндекс.Метрика