Сейчас, впрочем, как и всегда, в Париже происходят интересные художественные события. Этот город − не только столица мировой моды, но и мировой центр искусств.

В Гран-Пале до 13 июля 2015 года открыта большая выставка Диего Веласкеса (Diego Velázquez). Он был лидером испанской школы и официальным художником при дворе Филиппа IV.

Для выставки организаторы французского вернисажа собирали шедевры по всему миру в течение двух лет! Наибольшей коллекцией работ Веласкеса располагает Мадридский музей Прадо, удача нынешнего вернисажа в том, что 7 из 48 хранящихся там работ художника были привезены в Париж. Кроме того, Лондонская национальная галерея, Чикагский институт искусств, Метрополитен-музей, Музей искусств Бостона и Музей истории искусств Вены предоставили не только известнейшие полотна, но и ранние работы художника, а также его известные портреты придворных шутов и карликов. Выставка организована согласно хронологическому порядку.

 
Diego Velázquez (Portrait of the Infanta Margarita. 1660)

В качестве рекламного постера выбрана «Инфанта Маргарита Тереза Испанская в голубом платье», изображающая ту же самую маленькую девочку с трогательным взглядом, которая стоит в центре знаменитой картины «Менины». Только там это был пятилетний веселый ребенок, а здесь уже серьезная восьмилетняя девочка. На этом великолепном портрете, заказанном Веласкесу для ее жениха императора Леопольда I, отражена двойная жизнь инфанты. С одной стороны, она драгоценная маленькая девочка (дети, рожденные от состоящих в родстве Габсбургов, часто умирали в раннем возрасте), а с другой − просто пешка в дипломатической игре.

 
Las Meninas. 1656
Гран-Пале не смог получить на время выставки произведение «Менины» (Фрейлины). Эта одна из самых знаменитых картин в мире находится в музее Прадо в Мадриде. На ней изображено ателье Веласкеса в королевском дворце. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны в отражении зеркала, висящем на дальней стене. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита, которая, по всей видимости, только что вошла в комнату со своей свитой. Направляя свет и взгляды родителей на девочку, художник создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы. Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе. Филипп на 30 лет был старше своей второй жены и являлся её дядей. Маргарита на момент написания полотна была их единственной дочерью.

 
Diego Velázquez (Las Meninas. 1656)

 
Portrait of Pope Innocent X. 1650
Все картины, представленные на этой выставке, достаточно редкие и замечательные. Среди них есть и знаменитая работа из римской Галереи Дориа-Памфили, которую прототип назвал «слишком правдивой». На ней Папа изображён таким, каким его увидел Веласкес в первый раз: энергичным и подозрительным. Колористическая гамма сконцентрирована на двух тонах − красном и белом. В награду за портрет художник получил массивную золотую нагрудную цепь с миниатюрным портретом Иннокентия X в медальоне, осыпанном самоцветами. На письме, которое держит Папа в левой руке, написано «Наисвятейшему папе Иннокентию X Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец его величества, короля католического».

 
Diego Velázquez (Portrait of Pope Innocent X. 1650)

 
Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку, при дворе заводили шутов и карликов. Ни при каком другом европейском дворе их не было так много, как при испанском. Во взгляде карлика на представленном портрете читаются ум, проницательность и мрачное отчаяние.

 

Особенно интересны полотна, прибывшие из-за океана, например «Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом», хранящийся в Бостоне. На фоне бордового занавеса, в окружении подушек и ковров, двухлетний наследник испанского престола в одеянии, богато вышитом золотом, стоит прямо и неподвижно рядом с карликом, который пытается обернуться, чтобы увидеть своего товарища по играм. Подвижный карлик, держащий в руках погремушку и яблоко, словно скипетр и державу, является полной противоположностью застывшему принцу.

 
A White Horse. 1635
Хотя большинство работ Веласкеса всё же осталось в Испании, королевский дворец Мадрида предоставил для выставки в Париже восхитительную картину «Белый конь».

 
Diego Velázquez (A White Horse. 1635)

 
Prince Balthasar Carlos on horseback. 1634
Следующее изображение наследника престола воплотило в себе саму сущность барочного портрета. Мальчик и животное символизируют молодость и энергию, которые нашли отражение в живой манере исполнения картины. Бальтазар умер в возрасте 16 лет, оставив своего отца Филиппа IV без наследника.

 
Diego Velázquez (Prince Balthasar Carlos on horseback. 1634)

 
The Rokeby Venus. 1644
Отдельный зал посвящен загадочной «Венере с зеркалом». Представленная работа – единственное произведение Диего Веласкеса, на котором запечатлена обнаженная женская фигура. Это объясняется резко отрицательным отношением испанской церкви к подобным изображениям. Впервые картина упоминается в 1651 году, как хранящаяся в коллекции сына тогдашнего премьер-министра Испании, знаменитого своей любвеобильностью и покровительством искусству. Полотно художника оставалось уникальным в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса.

 
Diego Velázquez (The Rokeby Venus. 1644)
 

Наряду с произведениями Диего Веласкеса отдельный зал экспозиции выделен для художников, работавших в его мастерской. Влияние Караваджо на живописца, и влияние самого Веласкеса на импрессионистов − вот ещё некоторые темы этой экспозиции.

Идея проходящей выставки в том, чтобы освежить впечатления зрителей о Веласкесе.