Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) – сложная и неоднозначная фигура в истории европейского академизма ХIX века. Его творчество делят на ряд этапов по стилю, а жизнь – по местам пребывания.

Энгр готовился стать профессиональным музыкантом, но увлекся живописью и посвятил ей всю жизнь. Его идеал был противоположен воззрениям Делакруа, а свой стиль он считал не новшеством, а следованием незыблемых доктрин. Но за этим стоит огромный труд и глубокие размышления, без которых невозможно представить его интересную жизнь и уникальное творчество.

 

Юный Доминик шесть лет проучился в тулузской Академии живописи, скульптуры и архитектуры, а затем - в Высшей школе изящных искусств, где выбрал мастерскую Жака-Луи Давида, который являлся представителем неоклассицизма. В своих работах Энгр старался избегать революционных подтекстов, зато внимательно изучал анатомию, восхищался античным искусством, работами Рафаэля и Фидия. Казалось бы, у них с Давидом были схожие взгляды на творческий процесс, но постепенно мастер и ученик отдалялись друг от друга, между ними стали возникать конфликты.

Давид видел нечто новое в работах Энгра, причём это шло вразрез с его видением истинного искусства. Доминик же не мог довольствоваться бесконечной идеализацией красоты человека. Он хотел совместить его совершенство, которое веками воспевалось на картинах великого множества живописцев, с реальными деталями. Стало ясно, что художник идет своей собственной дорогой.

Уже в 1801 году творчество Энгра было одобрено на парижском Салоне, а в 1802 он был так высоко оценён Флаксманом, что это уязвило Давида и положило конец отношениям Доминика с учителем.

Сам Доминик Энгр называл себя историческим живописцем, но никак не портретистом. Последнее казалось ему «низкой» деятельностью, обращаться к которой можно лишь в целях быстрого заработка. Однако некоторые портреты, написанные художником, нельзя обойти вниманием. Так, в 1804 году он выполнил важнейший государственный заказ, и из-под его кисти вышла работа «Наполеон Бонапарт — первый консул».

 

 

Мнения критиков об этом полотне расходятся до сих пор. В зависимости от того, чьи глаза смотрят на портрет, меняется и впечатление от него. Одни замечают в лице Наполеона удивительную решительность, напористость, уверенность в себе и своей блестящей судьбе. Другие же признают лишь красоту изображения и яркость цветовой палитры, но не видят в императоре должных важности, величия и значительности.

В 1840 году Энгр написал картину «Антиох и Стратоника» по сюжету Плутарха. Эта драматическая история трогала художника до глубины души: он не мог сдержать слёз, когда рассказывал её своим ученикам. Фигуры на полотне полны чистой красоты и вызывают у зрителя чувство жалости.

 

 

Так кто же такой Доминик Энгр? Приверженец традиций или смелый новатор? Неоклассицист или академист? Непокорный ученик или сентиментальный учитель?

Почтовая марка, посвященная Доминику Энгру, СССР, 1980
Согласимся с тем, что его творчество сочетало в себе множество разных качеств, взаимодействие и столкновения которых приводили к появлению ярких и значительных произведений искусства.

Творчество Энгра было по нраву жителям СССР, а потому в 1980 году даже выпустили специальную марку в честь двухсотлетия со дня рождения художника. На марке в 32 копейки изображён автопортрет неоклассициста, который он написал в возрасте двадцати четырёх лет.