Жорж Брак – непоследний человек в кубизме | Artifex.ru

Жорж Брак – непоследний
человек в кубизме

Истории известно немало имён, чьи обладатели стояли у истоков великих открытий и начинаний, однако оказались в тени чужой славы. Один из таких гениев – французский художник Жорж Брак (Georges Braque, 1882-1963). Он был одним из основателей такого направления искусства как кубизм, основоположником которого зачастую единолично называют только его друга Пабло Пикассо, что в корне ошибочно.

Жорж Брак - член небезызвестной группы, называвшей себя фовистами и включавшей такие имена как Анри Матисс, Андре Дерен и Рауль Дюфи. Кроме того, он стал одним из первых представителей так называемой «Парижской школы» (Ecole de Paris). Имя Жоржа Брака непосредственно связано не только с живописью, но и со скульптурой, графикой и сценографией.

 

Стоит отметить, что Жорж Брак был выходцем из простой семьи ремесленников. Получая профессию маляра, подобно отцу и деду, он параллельно изучал живопись по вечерам в местной Школе изящных искусств. Наставником будущего великого художника был Шарль Луйе. Чуть позже, переехав из родного города Аржантёй в Париж, Брак также выучился на декоратора. Впоследствии эти знания пришлись как нельзя кстати: Жорж проявил себя во всех областях, включая работу по оформлению потолка в этрусском зале Лувра и создание церковных витражей.

Ранние работы Брака тяготели к импрессионизму, однако после знакомства с фовистами он примкнул к их течению. Картины, принадлежащие периоду до 1908 года, были достаточно просты и понятны зрителю, но им явно не хватало дерзости и новаторства. Если было заявлено название «Гавань» (Harbor, 1906), то никто не мог усомниться, что видит перед собой изображение гавани. А «Дом за деревьями» (The house behind the trees, 1906) не вызывал никаких других ассоциаций, кроме как с прямым значением дома за деревьями. Однако именно фовизм положил начало упрощённым формам в творчестве художника.

 

Что же произошло в 1908 году? В жизнь Брака ворвался кубизм. Поистине, не постучался, не попросился, а именно ворвался – стремительно и безоговорочно. И причиной тому стало близкое знакомство с Пикассо. От былой неоформленности и плавности линий в работах мастера не осталось и следа, на смену им пришла чёткая выверенность, продуманность и точность форм, передающих изображение.

Кубизму было свойственно изображать трёхмерное тело как ряд причудливо совмещённых воедино плоскостей. Вместе со своими друзьями-единомышленниками Хуаном Грисом и Пабло Пикассо он стоял у истоков этого спорного, но завоевавшего популярность направления искусства, и по праву может считаться его сооснователем.

Всего за один год манера письма Брака из понятной и посредственной превратилась в нечто «неосмысляемое» для зрителя, искромётное. «Сидящая женщина» (Seated woman), написанная в 1907 году, и полотно «Голова женщины» (Head of a woman) 1909 года – это словно работы кисти разных авторов. Даже восприятие художником женского образа коренным образом изменилось с приходом нового направления, захватившего мастера – и это всего за два года, если не меньше.

 

Поначалу кубизму этого мастера было свойственно почти монохромное изображение действительности в чётко выверенных геометрических выражениях. Вероятно, причиной была осторожность и неуверенность автора. Но зато чуть позже Брак начал уверенные эксперименты с цветом, перспективой, освещением и фактурой – и добился в этом явного успеха.

К сожалению, его исканиям не дано было продлиться долго. Первая мировая война не обошла стороной жизнь художника. После полученного на фронте тяжелого ранения к живописи Брак смог вернуться только в 1917 году. Следует отметить, что в этот период творчества он был особенно склонен писать натюрморты, среди которых «Натюрморт с гитарой» (Still life with guitar, 1919). Вторая мировая война стала для Жоржа Брака ещё бо́льшим потрясением. Помимо выпавших на долю всей страны трудностей, художник пережил тяжелейшую болезнь в 1945 году.

 

 

К позднему творчеству Брака относится серия из нескольких работ, носящих название «Мастерские» (Studios). Эти полотна считаются венцом творчества мастера, его лучшими произведениями и бесценным наследием французской живописи. Они представляют собой новый тип натюрмортов, наполненных различными атрибутами искусства, расположенными в обширных пространствах. Именно в этой серии впервые появляется образ птицы, символизирующий творческий полёт. Впоследствии он будет встречаться во многих работах художника.

 

Жорж Брак вошёл в историю французской и мировой живописи как один из создателей кубизма. Ему хватило дерзости не раз сменить не только стиль живописи, но и направление деятельности, пройдя путь от простого маляра до известного ещё при жизни художника. Брак оказал влияние на многих современников, среди которых были Хосе Давид Альфаро Сикейрос и Вильгельм Лундстром. Однако на его долю выпало и немало испытаний, среди которых - две войны, подкосившие здоровье мастера и, вероятно, так и не давшие ему полностью раскрыть весь творческий потенциал.

Наш канал в Telegram
Навигация по сайту
Подписаться
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Рассказать об этом

Не забудь поделиться понравившейся статьёй с друзьями

Яндекс.Метрика