Зачем ван Гог отрезал себе ухо? Часть 3 | Artifex.ru

Зачем ван Гог отрезал
себе ухо? Часть 3

Зачем ван Гог отрезал себе ухо? Часть 1 | Часть 2: Поль Гоген

Итак, наступило 22 октября 1888 года. В этот день Поль Гоген приехал в Арль. Уже первые минуты встречи двух художников не предвещали ничего хорошего. Гогену сразу не понравился страшный беспорядок, царивший в комнатах, и то, что в доме не было никакой еды. Он заявил, что будет жить в самой светлой и большой спальне, хотя в ней уже обосновался Винсент ван Гог.

 

Поль язвительно отозвался о картине, которую хозяин нарисовал специально к его приезду, а ведь это были знаменитые «Подсолнухи». Конечно, так вести себя гостю не подобает, но не будем забывать о том, что визит в Арль для Гогена носил вынужденный характер.

Ван Гог терпеливо снес все раздраженные замечания будущего, как он искренне надеялся, друга, потому что абсолютно не претендовал на роль лидера в их отношениях. Винсент сразу же предложил называть желтый дом монастырем художников, где Гоген будет аббатом, а он – всего лишь послушником.

И Поль рьяно взялся руководить не только бытом, но и творчеством соседа. Например, он считал, что незачем часто ходить на пленэр, потому что можно прекрасно рисовать по памяти. Но Винсенту нужно было обязательно видеть живую натуру, написанные в комнате пейзажи вызывали у него приступы ярости.

 

Когда же художники все-таки попадали на природу, то раздражался уже Гоген - его товарищ за день успевал нарисовать новую картину, а он приносил домой только наброски.

 

В результате творческое соперничество очень быстро переросло в борьбу самолюбий. И, учитывая весьма сложные характеры соседей, можно предположить, что в способах аргументировать свою правоту они не стеснялись.

Было несколько моментов, где гении «пересеклись» в сюжетах своих картин. Их обоих вдохновила на написание портрета колоритная фигура местной красавицы и владелицы кафе де ля Гар Мари Жино.

Художников не оставили равнодушными пейзажи Прованса: они оба запечатлели на своих полотнах знаменитые красные виноградники Арля и скромные жилища местных фермеров. «Обменялись» соседи и портретами. Вполне вероятно, что таким образом они неосознанно пытались доказать друг другу свое творческое превосходство.

 

Отношения окончательно разладились, когда Винсент случайно узнал, что Гоген живет в Арле не по доброй воле, а потому что брат платит ему за это.

Винсент называл желтый дом монастырем, но жили художники далеко не по монастырскому уставу. Они много пили, да и другими мирскими радостями тоже не пренебрегали: часто посещали местную корриду и городской публичный дом. И, возможно, эти два обстоятельства к истории с отрезанным ухом имеют самое непосредственное отношение.

 

Коррида в Арле была относительно гуманной: матадор не убивал побежденного быка, а только отрезал ему ухо. В очередной раз художники посетили арену буквально накануне трагедии, и у Винсента была возможность еще раз увидеть, что происходит с теми, кто проигрывает.

И, конечно, эта история не могла обойтись без женщины, даже если ей оказалась «жрица любви» Рашель из публичного дома, которая предпочла провести ночь с коммуникабельным и внешне привлекательным Гогеном. К тому же Поль оказался настолько бестактным, что позволил себе привести девушку в дом и обсуждать с ней картины Винсента.

Возникает вопрос: могла ли после этого в воспаленном воображении ван Гога возникнуть бредовая мысль, что он – абсолютный неудачник, а Гоген и Рашель – победители, которые вправе «претендовать» на его ухо? Вполне вероятно, что могла. И тогда становится понятно, почему утром ван Гог принес Рашель такой страшный «подарок».

 

Но есть и другая версия, согласно которой события развивались совершенно иначе. Крепко нетрезвые друзья подрались, Винсент кинулся на Поля с бритвой, а тот, защищаясь, случайно отсек ему ухо рапирой. Так тоже вполне могло случиться, тем более что сам ван Гог никогда и никому о членовредительстве не говорил, но зато в одном из писем брату заметил:

«Хорошо, что у Гогена не было огнестрельного оружия, а то все могло кончиться гораздо хуже»

И тогда получается, что однозначно ответить на вопрос: «Зачем ван Гог отрезал себе ухо?» не представляется возможным, потому что нет веских доказательств того, что он сделал это сам.

Скорее всего, эта история так и останется одной из неразгаданных тайн, которые так часто встречаются в биографиях творческих людей.

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика