Иван Крамской | Artifex.ru

Иван
Крамской

Иван Николаевич Крамской – художник, который благодаря своему таланту мог изобразить на холсте сюжет на любую тему, будь то портрет, историческая или жанровая сцена. Он не был консерватором, строго следующим уже существующим традициям и правилам.

Напротив, живописец отличался новаторским мышлением, критически смотрел на стереотипы в творчестве и желал лучшего будущего для искусства. Работы Крамского не только воплощают образы его современников, но и акцентируют внимание на их духовном и жизненном пути, на их чувствах, сомнениях и стремлениях.

 

В Санкт-Петербургской Академии художеств Иван Крамской был учеником профессора Маркова. Позже он работал рука об руку вместе с художниками Кошелевым и Венигом над росписью купола храма Христа Спасителя.

Многочисленные портреты действительно живших людей, подчёркивают уникальность каждой отдельно взятой личности, красоту внутреннего мира человека, те привлекательные черты характера, которыми было так богато современное художнику общество. Крамской написал портреты блистательнейших лиц, в числе которых Д. И. Менделеев, Л. Н. Толстой, И. И. Шишкин и многие другие.

Другие же картины, например, «Русалки», несколько пугают, напоминают о мистической составляющей жизни и говорят уже о чём-то скрытом, неочевидном, о том, что сложно рассмотреть в череде мелькающих вокруг новых и уже знакомых лиц.

 

 

Русалки на холсте не являются полностью выдумкой живописца. За основу сюжета была взята повесть Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Но художник не стремился «повторить» образы Гоголя с помощью кисти. Картина небогата действиями – её ключевой составляющей становится удивительная атмосфера. Так, художник стремился изобразить луну – загадочную, поэтическую, фантастическую, такую, какой её мог видеть Гоголь, такую, какая была бы из одного мира с героинями картины. В итоге ему удалось запечатлеть серебристое лунное сияние, освещающее русалок-утопленниц, красоту дивной украинской ночи и природы, подчеркивающих глубокую печаль, которой окутаны русалки.

«Христос в пустыне» – картина, актуальность которой не померкнет никогда. Но почему же? Не является ли «Христос в пустыне» произведением на деликатную религиозную тему, всю глубину которой может постичь далеко не каждый? Почему чувства, переданные Крамским, кажутся близкими многим зрителям?

 

 

Отправная точка картины – сюжет из Нового Завета. Во время сорокадневного поста, когда путь праведника был ещё впереди, Иисус Христос столкнулся с необходимостью сделать выбор. Но ведь и человеку тоже приходится выбирать. Каждый в определённый момент задумывается над тем, какую дорогу ему выбрать, исходить ли из нравственных убеждений, оставаться ли верным себе. Это переходное состояние души человека волновало не только Крамского, но и было предметом огромного интереса для общественной мысли конца XIX века.

В истории искусства есть множество гениев, которые вкладывали в свои работы всю свою душу и талант. Но далеко не все из них обладали умением так тонко и совершенно завершать произведения, как это делал Иван Крамской. По-настоящему уникально то, как художник облекал свой творческий порыв в образ и цвет и доводил изображение до идеала, превращая замысел и вдохновение в целостную проработанную картину.

Кроме того, Крамской оказал существенное влияние на формирование общественной мысли своего времени, не говоря уже о том, что он стал одним из организаторов образовавшегося в 1870 году «Товарищества передвижных художественных выставок», перевернувшего представления российского зрителя о русской живописи.

Наш канал в Telegram
Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика