Импрессионизм по-итальянски. Часть 1 | Artifex.ru

Импрессионизм по-итальянски.
Часть 1

«Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землёй, незримые оку».

А. Толстой

Во второй половине XIX века, опережая на десяток лет появление французского импрессионизма, в Тоскане появилась группа художников, отошедшая от классических академических канонов, увлекающаяся некоторое время барбизонцами (пейзажистами) и желающая перенести на свои полотна жизнь и природу в их истинном проявлении.

 

Они много работали на пленэре, стремились передавать естественный свет, игру теней и солнечных бликов, использовали сочетание разнообразных цветовых пятен, считали главным в живописи sentimento del vero – чувство правды. Все это позволяет с некоторыми оговорками считать этих художников ранними импрессионистами, хотя некоторые искусствоведы долгое время или вообще не признавали наличия этого направления в итальянской живописи, или неохотно признавали как незначительное ответвление великого и плодовитого французского импрессионизма.

Название движения Macchiaioli было придумано неизвестным журналистом издания Gazzetta del Popolo и первоначально несло пренебрежительный оттенок. Однако позже стало обозначать свободную манеру письма яркими цветовыми пятнами, от слова macchie, т. е. пятно.

Местом встреч участников движения было флорентийское кафе «Микеланджело», сохранившееся до наших дней. Художники этого направления не пошли так далеко, как их младшие французские современники в поисках оптических эффектов. В их работах нет того потрясающего всепроникающего света, той наполненности воздухом, того свободного и легкого мазка, которые оставляли впечатление подвижности и жизненной объемности, которые свойственные импрессионистской живописи. Все эти художники начинали как реалисты. Огромное влияние на них оказывало классическое прошлое, давил авторитет итальянского ренессанса.

Сюжеты художников группы «Маккьяйоли» тоже несколько отличались от излюбленных сюжетов французских импрессионистов. Почти все представители группы в прошлом были участниками национально-освободительного движения под руководством Гарибальди, именно поэтому у многих из них часто встречаются батальные сюжеты. Их также больше интересуют социально-политические темы, жизнь крестьян, положение в больницах и тюрьмах, будни простых людей.

Однако, по мнению некоторых искусствоведов, Мacchiaioli – это «неудавшиеся импрессионисты», «кузены импрессионистов». Но есть и альтернативный взгляд, который рассматривает это движение как самостоятельное, опережающее французских импрессионистов на десятилетие и характеризуемое как ранний модернизм, преимпрессионизм.

 
Джованни Фаттори (Giovanni Fattori) – один из лидеров движения. Он родился в небогатой семье в Ливорно. Его ждала работа в магазине, но рано проявившиеся способности убедили родителей в том, что мальчику надо получить художественное образование у Джузеппе Болдини. Затем Джованни поступил в Академию, где увлекся исторической литературой и участием в революционном и антиавстрийском движении.

Родители не позволили ему пойти в армию, и в 1850 году он продолжил обучение во Флоренции, делая постоянно зарисовки всех своих наблюдений в блокноте. В эти годы он увлекался портретами и историческими сценами в реалистическом стиле.

 

В это же время он начал посещать кафе «Микеланджело», принял участие в дискуссиях художников, как раз тогда открывших для себя барбизонцев и живопись на открытом воздухе. Фаттори начал писать пейзажи и жанровые сцены на пленэре, вошёл в состав группы Macchiaioli. Его работы представляют собой сочетание естественного света в эскизах на пленэре и ярких пятен на больших картинах, написанных традиционно в студии по этим эскизам.

Во время посещения Парижа в 1875 году Фаттори познакомился с Писсарро. Хотя он и не стал поклонником импрессионизма, его восхищали работы Мане и Коро. Также Джованни давал частные уроки, одним из его учеников был Модильяни. Фаттори все больше страдал от финансовых трудностей, затем от туберкулеза умерла его жена, и угнетенное настроение проявилось в уходе в более жесткий реализм в сельских темах.

 

В поздние годы жизни Фаттори в основном занимался графикой, был профессором рисования во Флорентийской академии, членом Академии Альбертина в Турине, но не принимал и не одобрял новых течений в искусстве. Он цеплялся за традиции, стал атеистом, разочаровался в людях и в своих прожитых годах.

 
Сильвестро Лега (Silvestro Lega) родился в богатой семье, еще в колледже у него проявились способности к рисованию, он учился у многих мастеров живописи и во Флорентийской Академии, где еще сохранялись принципы реализма.

Лега участвовал добровольцем в отрядах Гарибальди, отображал позже свои военные впечатления в картинах, много и плодотворно работал в реалистическом стиле. Участвуя в дискуссиях в кафе «Микаланджело», он не торопился отказываться от своего стиля, хотя и начал вместе со своими друзьями по группе «Маккьяйоли» рисовать пейзажи на пленэре и вскоре стал ведущим художником этого направления.

 

Счастливая жизнь с семьей вдохновляла его на написание женских портретов, в которых уже виден отход от реализма. Смерть жены и трех братьев от туберкулеза, проблемы со зрением и финансовые проблемы выбили Лега из колеи, и он совсем не работал в течение четырёх лет. В 1879 году он познакомился с творчеством некоторых импрессионистов, восхищался картинами Писсарро. Затем Лега стал часто бывать в семье Томасси, «отогрелся» и вновь стал работать.

Вскоре он почти ослеп и в 1895 году умер от рака желудка. Оригинальность его стиля заключалась в том, что он «адаптировал современное использование цвета к традиционному типу композиции», как сказал позже Efrem Gisella Calingaert.

 
Винченцо Кабьянка (Vincenzo Cabianca) родился в Вероне, там начинал свое художественное обучение, затем учился в Академии в Венеции. Позже он познакомился с художниками, посещавшими кафе «Микеланджело» во Флоренции, подружился с некоторыми и даже путешествовал с Банти и Синьорини в Париж, начал писать пейзажи на пленэре, увлекся передачей солнечного света на полотне.

 

После путешествия по Тоскане и в Париж Кабьянка переехал в Рим и постепенно попал под влияние стилей прерафаэлитов и символистов.

 
Криштиану Банти (Cristiano Banti) родился в Санта-Кроче (квартал во Флоренции) в богатой семье, учился в Академии Сиены неоклассическому стилю, начинал с картин на исторические темы. После знакомства во Флоренции с художниками из группы Macchiaioli он присоединился к этому движению, в стиле которого видел больше возможностей для изображения природы и солнечного света, что его очень интересовало.

 

Банти даже хотел уничтожить свою картину «Галилей…», считая, что она «обесчестила искусство». Он подружился с Кабьянка, поехал с ним в Париж, путешествовал с ним по странам, много рисовал, но редко показывал свои работы из-за своей высокой требовательности к ним. Его классическое образование и прекрасное знание древнего искусства не позволяли ему полностью разделять взгляды своих товарищей по движению.

Он часто критиковал их, но в последние 20 лет своей жизни, живя на вилле в Прато, всегда помогал им жильем и деньгами, покупая их работы.

 
Телемако Синьорини (Telemaco Signorini) родился в Санта-Кроче в семье придворного художника у князя Тосканы, рано проявил литературные способности, но отец решил обучать его живописи, и уже с 19 лет юноша начал писать пейзажи на пленэре. Часто посещая кафе «Микеланджело», он познакомился со многими художниками, входившими в группу «Маккьяйоли». Как и большинство из них, Синьорини участвовал в итальянской революции 1859 года, позже совершил несколько поездок в Париж, познакомился с Дега.

 

Он стал одним из ведущих участников группы Macchiaioli, теоретиком и проводником её идей, много и плодотворно выставлялся, несколько лет провел в Англии, увлекшись творчеством Уистлера. Он также считался авторитетным искусствоведом и теоретиком искусства, интересовался японским стилем и фотографией. В некоторых его работах чувствуется влияние фотографии в ассиметричных композициях и использовании перспективы.

 
Джузеппе Аббати (Giuseppe Abbati) родился в Неаполе, учился живописи у своего брата, участвовал в сражениях на стороне Гарибальди, потерял глаз в одной из битв. После переезда во Флоренцию писал в основном интерьеры, но после знакомства в кафе «Микеланджело» с группой «Маккьяйоли», он увлекся рисованием пейзажей на пленэре.

 

В 1866 году Аббати снова отправился на войну и был захвачен в плен австрийцами. Всего год он прожил после возвращения, умер нелепо и страшно: от бешенства, укушенный собственной собакой. Он прожил 32 года и оставил после себя солнечные мирные пейзажи любимой Италии.

 
Серафино де Тиволи (Serafino De Tivoli) учился рисованию у местного религиозного художника после изучения литературы в религиозной школе. В середине 40-х он познакомился с Вито д`Анкона и увлекся пейзажной живописью на пленэре. В 1848 году, как и многие его товарищи, сражался добровольцем в тосканском отряде Гарибальди. В середине 50-х на его работы обратили внимание художники, собиравшиеся в кафе «Микеланджело» и загоревшиеся его увлечением барбизонской школой.

 

Влияние Серафино на товарищей было настолько заметным, что Синьорини даже назвал его «отцом Macchia». Де Тиволи неоднократно посещал Париж, выставлялся там, а в 1873 году фактически переехал туда. Там он подружился с Писсарро и Дега. Он вернулся во Флоренцию только в 1890 году, жил одиноко и вскоре умер.
 


Импрессионизм по-итальянски. Часть 2

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика