Мы уже говорили ранее о немецком, русском и итальянском направлениях импрессионизма. Каждый из них, родившийся от французского, имел свои особенности: вспомните социальную и политическую направленность итальянских сюжетов или характерную немецкую экспрессивность. Но, пожалуй, самое большое влияние французский импрессионизм оказал на испанских художников.

Многие из них долгие годы жили и работали в Париже и, в отличие от итальянцев, много путешествовали – разнообразная природа Испании привлекала их своими пейзажами. Многие художники использовали более интенсивные цвета, чем французы: любили яркий белый, насыщенный красный, а также «вибрирующие» поверхности, «искры» на воде и солнечный свет. Можно сказать, что в их картинах отражался воздух Испании.

Большая заслуга в этом принадлежит не только великим предшественникам импрессионистов, например Диего Веласкесу, но и их современнику и учителю бельгийского происхождения, большую часть жизни прожившему в Испании, Карлосу де Хасу (Carlos de Haes). Его называли «первооткрывателем испанского ландшафта» и проводником идеи работы на пленэре.

 
Одним из первых его учеников был Мартин Рико и Ортега (Martín Rico y Ortega), родившийся в артистической семье и получивший первоначальное художественное образование в Школе изящных искусств Сан-Фернандо. Затем он учился у своего брата Бернардо и работал рисовальщиком и гравером. Мартин начинал как последователь Барбизонской школы и Тернера, под влиянием работ которого его пейзажи становились более «очеловеченными». Путешествия по Европе и знакомство с художниками разных направлений, особенно с Писсарро, все больше склоняли Мартина к импрессионизму.

 

Он очень много времени проводил в Англии, Франции, Швейцарии. Любимым и последним местом в его жизни стала Венеция, которую он воспел в многочисленных картинах, получивших признание зрителей и критиков и имевших особенный успех в США, где находится большинство его работ того периода.

 
Теперь мы переходим к трем художникам, которые работали в основном в Испании и смогли передать ее образ, дух и ландшафты в своих картинах очень по-разному.

Лауреано Барро (Laureano Barrau) родился в буржуазной семье, учился в Школе изящных искусств в Барселоне, а после переезда в Мадрид изучал живопись по картинам великих мастеров в Прадо. Начав затем обучаться в Париже в Художественной Академии у знаменитого Жерома, он спустя два года получил Римскую премию (Prix de Rome) в Барселоне. Она дала ему возможность продолжить изучение теперь уже великих итальянских мастеров.

 

Лауреано приобрел известность и награды в главных городах Европы и уже с 28 лет участвовал в выставках Парижского салона изящных искусств. В 47 лет Барро поселился с семьей на острове Ибица, очарованный его красотой. Там он написал свои лучшие работы, наполненные светом и цветом, и остался в этом месте до конца жизни.

Там же после его смерти жена открывала в 1963 году рядом со старой четырехсотлетней церковью музей, в котором хранится около 200 его картин. Эти работы прекрасны, эмоциональны, радостны, пронизаны светом и лучше всего соответствуют понятию «импрессионистский стиль».

 
Дарио де Региос и Валдес (Darío de Regoyos y Valdés) родился в Барселоне в семье известного архитектора, детство провел в Мадриде, был учеником Карлоса де Хаса в Академии Сан-Фернандо. В 1879 году по совету своего учителя Дарио отправился в Бельгию изучать европейское искусство. Там он поступил в Королевскую школу изящных искусств Брюсселя, участвовал в создании нескольких художественных кружков (например, «Десять»), проводил выставки и концерты, все больше отходил от натурализма, с которого начинал, а также выступал с антиакадемическими заявлениями.

 

В 1883 году вместе с друзьями-художниками он совершил большое турне по Марокко и Испании, восхищаясь природой, и вскоре поселился там, продолжая свои путешествия по Европе. Большое влияние оказали на него работы Сера, Синьяка и Писсарро, что можно увидеть в картинах того периода, носящих характерные признаки пуантилизма.

Большая часть его работ написана на пленэре и посвящена природе Испании. Она изображается в ярких сине-фиолетовых и зеленых тонах, а здания часто окрашены в розовые и желтые цвета рядом с ультрамариновой сверкающей водой. Художник не был избалован славой при жизни. После его смерти была проведена большая ретроспективная выставка, а сегодня его картины есть не только в музеях Испании, Европы и США.
 


Испанский импрессионизм. Часть 2