Испанский импрессионизм. Часть 1 | Artifex.ru

Испанский импрессионизм.
Часть 1


Мы уже говорили ранее о немецком, русском и итальянском направлениях импрессионизма. Каждый из них, родившийся от французского, имел свои особенности: вспомните социальную и политическую направленность итальянских сюжетов или характерную немецкую экспрессивность. Но, пожалуй, самое большое влияние французский импрессионизм оказал на испанских художников.

Многие из них долгие годы жили и работали в Париже и, в отличие от итальянцев, много путешествовали – разнообразная природа Испании привлекала их своими пейзажами. Многие художники использовали более интенсивные цвета, чем французы: любили яркий белый, насыщенный красный, а также «вибрирующие» поверхности, «искры» на воде и солнечный свет. Можно сказать, что в их картинах отражался воздух Испании.

Большая заслуга в этом принадлежит не только великим предшественникам импрессионистов, например Диего Веласкесу, но и их современнику и учителю бельгийского происхождения, большую часть жизни прожившему в Испании, Карлосу де Хасу (Carlos de Haes). Его называли «первооткрывателем испанского ландшафта» и проводником идеи работы на пленэре.

 
Одним из первых его учеников был Мартин Рико и Ортега (Martín Rico y Ortega), родившийся в артистической семье и получивший первоначальное художественное образование в Школе изящных искусств Сан-Фернандо. Затем он учился у своего брата Бернардо и работал рисовальщиком и гравером. Мартин начинал как последователь Барбизонской школы и Тернера, под влиянием работ которого его пейзажи становились более «очеловеченными». Путешествия по Европе и знакомство с художниками разных направлений, особенно с Писсарро, все больше склоняли Мартина к импрессионизму.

 

Он очень много времени проводил в Англии, Франции, Швейцарии. Любимым и последним местом в его жизни стала Венеция, которую он воспел в многочисленных картинах, получивших признание зрителей и критиков и имевших особенный успех в США, где находится большинство его работ того периода.

 
Игнасио Пиназо Камарленх (Ignacio Pinazo Camarlench) – один из самых известных художников Валенсии. Он родился в бедной семье и вынужден был с раннего возраста зарабатывать на жизнь укладчиком декоративной плитки и ювелирными работами по серебру. После смерти родителей он жил с дедушкой и бабушкой, страсть к рисованию привела его в Художественную академию Сан-Карлос в Валенсии, он обеспечивал свое существование в это время изготовлением шляп. Первый успех пришел к нему в возрасте 21 года на Национальной выставке в Барселоне.

 

После пятилетнего пребывания в Италии Игнасио вернулся на родину, резко изменив свои пристрастия: вместо обычных исторических тем он перешел к семейным сюжетам, сценам из повседневной жизни и обнаженной натуре. Это было уже началом более интимного импрессионистского направления не только по сюжетам, но и по более живому, рыхлому стилю, использованию пленэра, хотя в его творчестве все еще преобладали более темные краски, характерные для классической испанской живописи.

 
Луис Хименес Аранда (Luis Jimenez Aranda) родился в Севилье в семье художников и первые навыки рисования получил у своего брата Хосе, а затем продолжил образование в Академии искусств Севильи. После завершения учебы он переехал в Мадрид, где в течение непродолжительного периода знакомился с творчеством испанских мастеров в музее Прадо. В 1867 году он отправился в Рим для дальнейшего изучения живописи, написав несколько картин, имевших успех на мадридских выставках. В Италии он нашёл свой стиль, рисуя бытовые сцены в элегантных интерьерах и садах VIII века.

 

В 1874 году Хименес впервые приехал в Париж, чтобы заключить контракт с арт-дилерами на продажу своих картин. В 1876 году Луис поселился в Париже и уже в следующем году начал выставляться в Салоне. Он пользовался репутацией мастера, сильного в характеристике изображаемых лиц и происшествий, а также блестящего в колорите и виртуозно владеющего кистью.

С 1890 года Хименес, благодаря знакомству со многими парижскими художниками и увлечению творчеством Сорольи, заинтересовался передачей света и «воздуха» в работах импрессионистов, что и привело его окончательно в их лагерь.

 
Теперь мы переходим к трем художникам, которые работали в основном в Испании и смогли передать ее образ, дух и ландшафты в своих картинах очень по-разному.

Лауреано Барро (Laureano Barrau) родился в буржуазной семье, учился в Школе изящных искусств в Барселоне, а после переезда в Мадрид изучал живопись по картинам великих мастеров в Прадо. Начав затем обучаться в Париже в Художественной Академии у знаменитого Жерома, он спустя два года получил Римскую премию (Prix de Rome) в Барселоне. Она дала ему возможность продолжить изучение теперь уже великих итальянских мастеров.

 

Лауреано приобрел известность и награды в главных городах Европы и уже с 28 лет участвовал в выставках Парижского салона изящных искусств. В 47 лет Барро поселился с семьей на острове Ибица, очарованный его красотой. Там он написал свои лучшие работы, наполненные светом и цветом, и остался в этом месте до конца жизни.

Там же после его смерти жена открывала в 1963 году рядом со старой четырехсотлетней церковью музей, в котором хранится около 200 его картин. Эти работы прекрасны, эмоциональны, радостны, пронизаны светом и лучше всего соответствуют понятию «импрессионистский стиль».

 
Хоакин Соролья и Бастида (Joaquín Sorolla y Bastida) родился в Валенсии в семье торговца. Уже через два года он и его младшая сестра остались сиротами после смерти родителей, вероятно, от холеры, и их воспитывали родственники матери. С 9 лет у Хоакина проявились художественные наклонности, и он начал получать образование в своем городе, а 18 лет отправился в Мадрид изучать наследие великих испанцев в Прадо.

 

После службы в армии, благодаря полученному гранту, он в течение четырех лет учился живописи в Испанской академии в Риме, затем ненадолго уехал в Париж, где произошло его первое знакомство с современной французской живописью. В 1888 году Соролья вернулся в Валенсию, женился, у него родились трое детей. В 1885 году вся семья переехала в Мадрид, где Соролья увлекся написанием больших полотен на исторические и мифологические темы. Художник успешно участвовал в выставках в Мадриде, Европе и США. Вскоре он стал признанным главой современной испанской школы живописи, выставлялся в Париже на Всемирной выставке, за участие в которой был награжден почетной медалью и орденом Почетного легиона, стал членом сразу трех академий – Парижа, Лиссабона и родной Валенсии.

Участие Сорольи в 1906 году в большой выставке (около 500 работ) в Париже принесло ему звание «Офицера ордена Почетного легиона». В 1911 году он начал большую серию картин об Испании по контракту с американским магнатом и меценатом Хангтингтоном. В этих работах, которые были закончены в 1919 году, с любовью и вдохновением представлена жизнь и природа испанских провинций. Три последних года жизни художник был парализован после инсульта, случившего у него во время работы в саду за мольбертом. Он оставил после себя свыше двух тысяч произведений. Все его работы вдова подарила Испанской республике, и они составили основную коллекцию Музея Сорольи в Мадриде.

 
Дарио де Региос и Валдес (Darío de Regoyos y Valdés) родился в Барселоне в семье известного архитектора, детство провел в Мадриде, был учеником Карлоса де Хаса в Академии Сан-Фернандо. В 1879 году по совету своего учителя Дарио отправился в Бельгию изучать европейское искусство. Там он поступил в Королевскую школу изящных искусств Брюсселя, участвовал в создании нескольких художественных кружков (например, «Десять»), проводил выставки и концерты, все больше отходил от натурализма, с которого начинал, а также выступал с антиакадемическими заявлениями.

 

В 1883 году вместе с друзьями-художниками он совершил большое турне по Марокко и Испании, восхищаясь природой, и вскоре поселился там, продолжая свои путешествия по Европе. Большое влияние оказали на него работы Сера, Синьяка и Писсарро, что можно увидеть в картинах того периода, носящих характерные признаки пуантилизма.

Большая часть его работ написана на пленэре и посвящена природе Испании. Она изображается в ярких сине-фиолетовых и зеленых тонах, а здания часто окрашены в розовые и желтые цвета рядом с ультрамариновой сверкающей водой. Художник не был избалован славой при жизни. После его смерти была проведена большая ретроспективная выставка, а сегодня его картины есть не только в музеях Испании, Европы и США.
 


Испанский импрессионизм. Часть 2

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика