Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты. Немецкий художник-экспрессионист Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff, 1884-1976) был другом основателя творческого объединения «Мост» Эриха Хеккеля, вместе с которым еще в юности часто выбирался на всевозможные выставки.

 

Обособленная позиция относительно остальных участников группы помогла художнику выработать индивидуальный стиль живописи, который при этом соответствовал основным творческим «мостовским» установкам. Уникальная манера Ротлуфа представляла собой слияние красок и форм в «чистом», первозданном виде. Он противился всему искусственному и выступал за органическую красоту.

Начиная свою творческую карьеру, Шмидт-Ротлуф ориентировался на стиль Синьяка и Сёра, но не был их абсолютным последователем. Самоучка Карл превращал маленькие мазки в динамичные мерцающие краски. Так он писал свои традиционные для «мостовцев» пейзажи, что было обычным делом для экспрессионистов, работающих на пленэре и рисовал обнаженную натуру.

Шмидт-Ротлуф никогда не прекращал поиски собственного стиля и старался попробовать себя во всех жанрах. Так, находясь с 1907 года в Дангасте, художник познакомился с Эмилем Нольде, с которым у него завязались крепкие дружеские отношения.

Мастера манила стихия контрастных форм и ярких красок, и он одну за другой создал картины «Ветренный день», «Деревенский дом» и «Осенний пейзаж». Позднее стиль, в котором были выполнены эти работы, критики обозначали как монументальный импрессионизм, постепенно обретший свое воплощение в пейзаже.

 

Но Шмидт-Ротлуф был еще признанным портретистом и мастером сюжетно-фигурной композиции. Его кисти принадлежит полотно «Автопортрет с моноклем», которое по сей день находится в Национальной галерее Берлина. В этом городе с 1911 года художник работал в составе группы «Мост», и здесь же он испытал особое влияние футуризма, кубизма, а также африканского искусства, из-за чего его живопись и графика стали более структурными, но не менее красочными.

 

 

Рисовать художник не переставал даже во время Первой мировой войны. Весной 1915 года Шмидт-Ротлуф пехотинцем отправился воевать в Россию. Свои «русские» впечатления он увековечил в ряде картин и гравюр на дереве. Одной из них была «Русский пейзаж», созданная на следующий год после окончания войны.

 

А немногим ранее Ротлуф закончил работу над наиболее значительным религиозным произведением - ксилографическим циклом Страстей Христовых, также называющимся «Христов альбом».

 

С 1920 года наступила «графическая активность» Карла Шмидт-Ротлуфа. Завершив период «Моста», художник сделал огромный шаг вперед в собственном творчестве и вплотную подошел к пониманию новой объективности. В эти годы он проявил себя как мастер станкового искусства, книжного и ювелирного дизайна и, наконец, монументальной живописи.

Приход к власти нацистов заставил художника пересмотреть свои творческие планы. В 1941 году его картины были названы «дегенеративными», и Шмидт-Ротлуф ушел в «тихое искусство», прибегал к малым формам и писал абсолютно безлюдные композиции акварелью.

Художник вернулся к масляным краскам только после Второй мировой войны и начал работу над более крупными по образному масштабу полотнами. Но они теперь лишь изредка достигали прежней экспрессивности. Одной из немногих динамичных картин стала работа «Тропинка в черном лесу», написанная мастером в 1964 году и хранящаяся сегодня в частной коллекции.

 

 

В позднем творчестве Карл Шмидт-Ротлуф не изменял принципу предметности, оставаясь единственным «патриархом» экспрессионизма. На новые художественные направления художник реагировал довольно сдержанно, но имел серьезное влияние на формирование живописи молодых мастеров.