Почему Клод Моне уничтожал свои картины? Часть 2 | Artifex.ru

Почему Клод Моне уничтожал
свои картины? Часть 2

Почему Клод Моне уничтожал свои картины? Часть 1

Клод Моне (Oscar-Claude Monet) был одержим способом написания на плэнере. Художник упорно пытался уловить момент «здесь и сейчас», чтобы потом передать его зрителю. Он совершенно не берег свои глаза − можно сказать, что жестоко их эксплуатировал, заставляя работать на открытом солнце, ничем не защищая. Моне рисовал изо дня в день. Он подчеркивал: «Я пытался сделать невозможное − нарисовать сам свет».




Он написал несколько серий картин, включая полотна с изображением собора в Руане. Каждая из них передает игру света и теней в разное время суток: раннее утро, когда солнце ласково пробивается сквозь туман, обволакивающий шпили собора; полдень, когда весь фасад утопает в солнечном свете.

 


 

Моне начинал работать, не дожидаясь семи часов утра, при контровом свете, так как солнце всходило за собором, и его лучи падали на здание сзади, едва высвечивая контуры башен и шпилей. В полдень, когда солнце находилось в зените, все здание озарялось ослепительным светом, в тени оставались лишь порталы, заслоненные фасадом. Во второй половине дня, ближе к вечеру, тени близлежащих домов окрашивали фасад в различные оттенки синего.

Голод доводил Моне до отчаяния, Салон не принимал его картины. Все стены и комнаты дома были заставлены непроданными полотнами.

Однажды Моне разбудил Ренуара торжествующим возгласом: «Я нашёл, что им нужно! Вокзал Сен-Лазар! Когда отправляется поезд, дым паровоза застилает всё так, что кругом ничего не видно! Это волшебная картина! Надо только задержать руанский поезд: освещение куда лучше через полчаса после его отправления! Ты увидишь: теперь всё изменится!». Уговорив директора вокзала, Моне написал свой «Вокзал Сен-Лазар, 1877».

 
Claude Monet «Вокзал Сен-Лазар, 1877»

Но ничего не изменилось: картины по-прежнему не покупали.

Не имея должного лечения и нормального питания, Камилла угасла сразу после рождения второго ребенка, в возрасте 32 лет.

Горестно вглядываясь в её холодеющее лицо, Моне заметил сначала голубоватое свечение над ним, а потом с ужасом обнаружил, что его взгляд отмечает изменение цвета − эти синие, жёлтые и серые тона, появившиеся после смерти. Инстинктивно, не сознавая того, что делает, художник взял кисть и стал набрасывать последний портрет Камиллы. Он проклинал себя, плакал, пытался разжать пальцы, но они не разжимались, и кисть, словно сама по себе, ходила по холсту. «Я не человек», − подумал он, − «Я животное, вращающее мельничный жернов».

 
Claude Monet «Камилла на Смертном Одре»

Вскоре после смерти Камиллы Моне женился на Алисе Ошеде: матери шести детей, вдове его мецената. Он уехал вместе с ней в Живерни, где провёл остаток своей жизни. Алиса сделала все, чтобы Моне забыл Камиллу: даже могила ее была заброшена и заросла цветами и травами.

Наконец-то картины начинают покупать, слава приходит к художнику! Моне по-прежнему много работает, не жалея своих глаз. Зрение сильно ухудшается, и врачи ставят диагноз «катаракта».

Поселившись в Живерни, Клод и Алиса вызывали подозрения среди крестьянского окружения. Особенно − профессия главы семьи. Она не впечатляла патриархальных людей. А Моне, и вправду, выглядел интересно: каждое утро бродивший по полям, сопровождаемый ребятней, которая на тележке везла за ним холсты, краски и кисти. (Кстати, именно в Живерни художник и пишет свои знаменитые стога).

 


 

Но постепенно все привыкли к семье импрессиониста. Крестьяне стали уважать Моне за то, что он не гнушался ежедневной работы.

Художник попал в объятия своей новой музы. То, что раньше было просто огородиком возле дома, превратилось в настоящий праздник цвета, света и красоты. Вряд ли найдется много садов, которые смогут соперничать с садом Моне по количеству видов растений. Однажды Клоду прислали огромный каталог цветочных семян, чтобы он выбрал и заказал нужные. Художник быстро пролистал каталог и…заказал весь ассортимент! Розы, лилии, глицинии, тюльпаны, ромашки, подсолнухи, гладиолусы, астры: сад Моне − это буйство красок круглый год. Берега пруда украсили разнообразные растения: малина, остролист, японская сакура, анемоны, пионы и многие другие.

 


 

Главной достопримечательностью сада являлся Японский мостик, который просто не смогут не узнать любители творчества художника.

 
Claude Monet «Японский мостик»

И, главное, Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок), чтобы украсить ими водную гладь пруда...

 


 

Сейчас этот сад выглядит так же красиво, как и при жизни автора. Всё это благодаря мировому художественному сообществу, которое собрало пожертвования на его восстановление и сохранение.

Но болезнь художника прогрессировала. Клод видел все хуже и хуже. Настал такой момент, когда он уже не мог отличить голубой цвет от черного. Импрессионисту приходилось раскладывать тюбики с краской в определенном порядке, чтобы не перепутать цвета. Мостик через пруд он рисовал почти вслепую.

В конце концов, Моне решился на операцию, которая прошла успешно. И после выздоровления он загорелся изнуряющей одержимостью в работе. Далекий от того, чтобы спокойно трудиться над старыми произведениями или думать о покое, он максимально загружал себя. Боясь, что после него останутся посредственные работы, он вновь и вновь уничтожал многочисленные картины.

 
Claude Monet «Японский мостик»

Клод Моне просто остановил мгновение, потому что всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь – это всегда ожидание следующего дня. Моне был очень счастливым человеком. Он добился признания еще при жизни, любил и был любим, а также занимался любимым делом.

Меню

Хочу быть в курсе вместе с Artifex

Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика