Почему Клод Моне уничтожал свои картины? Часть 1 | Artifex.ru

Почему Клод Моне уничтожал
свои картины? Часть 1

Затрагивать тему жизни и творчества Клода Моне (Oscar-Claude Monet) очень волнительно, поскольку это огромный пласт мировой культуры. Моне прожил 86 лет и очень много работал: наследие, оставленное художником, составляет около двух тысяч картин.

Оскар Клод Моне, один из величайших учителей в истории человечества, формально никого не учил. Моне показывал нам мир не таким, как мы его видим, а таким − как чувствуем.

Клод Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года в семье бакалейщика. Детство и юность он провел в Гавре. В детстве Моне был вполне обычным «лоботрясом» и на берегу моря проводил гораздо больше времени, чем в учебном классе. На уроках он развлекал себя тем, что изображал своих учителей в виде карикатур, разрисовывая обложки тетрадей. В 15 лет его побаивались даже известные люди Гавра.

Первым учителем живописи Моне был Эжен Буден, который сразу рассмотрел талант в подростке. Позже Моне писал ему: «Я не забыл, что вы были первым, кто научил меня видеть и понимать». Дебютная картина Клода Моне «Вид на Рюэлль» была очень похожа на пейзажи учителя. Увлеченный живописью, юноша перебирается в Париж.

 
Claude Monet «Вид на Рюэлль»
 

На этом его безоблачная жизнь заканчивается: отец Моне был в ярости, узнав о решении сына бросить школу и стать художником. Он отказал ему в средствах, но это не остановило Клода. (Как часто родители не понимают истинные стремления своих детей и не поддерживают их. Если бы Моне-старший знал, что картину сына «Пруд с кувшинками» приобретут за 80,5 миллионов долларов…)

 
Claude Monet «Пруд с кувшинками»
 

Однако, после того как Моне попал в армию и тяжело заболел лихорадкой, отец выкупил его и отправил в школу изящных искусств Парижа. Но с условием, что сын будет серьезно изучать академическое искусство. (Опять эти родители с их вечными условиями!). Но Клоду были неинтересны мастера Академии, он бросил школу искусству и поступил в свободную мастерскую Шарля Глейра. Там он и познакомился с молодыми художниками: Базилем, Сислеем и Ренуаром − могучей кучкой, основавшей движение импрессионизма.

 

Что общего было между сыном бедного портного с окраины Парижа − Огюстом Ренуаром, наследником сенатора из Леро − Фредериком Базилем и сыном богатого коммерсанта из Лондона − Альфредом Сислеем? Лёгкость, с которой давалась учёба, и уверенность в том, что им суждено нечто большее, чем копирование картин. Но им всем не хватало бесспорного лидера. Тут и появился четвертый: щеголь и денди Моне был одет с иголочки у лучшего портного Парижа, но не имел в кармане ни гроша. (Когда портной пытался протестовать, Клод говорил ему со снисходительным высокомерием: «Если вы настаиваете, мсье, я лишу вас своих заказов»).

Обучение в мастерской Глейра проходило весело и с большим энтузиазмом. Друзья снимали студию, вместе работали и веселились по вечерам в ближайших кафе. Обычно выбор падал на заведение Гербуа (Cafe Guerbois) на улице Батиньоль. Здесь властвовал Эдуард Мане, самый старший из всех. Нужно сказать, что Моне был страшным транжирой: как только у него появлялись деньги, он в лучшем случае закупался красками, а остальное прогуливал с друзьями.

Художники решили объединиться, и название их движению нашлось само собой. Этот термин придумал в своем фельетоне журналист по имени Луи Леруа. Он использовал производное слово от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».

 
Claude Monet «Впечатление. Восходящее солнце»
 

Заметка, в которой журналист обронил слово «импрессионист» (т. е. «впечатляющийся»), была посвящена выставке работ так называемого Салона Отверженных. На ней выставлялись произведения, отклоненные членами жюри Парижского салона − самой авторитетной выставки того времени. Первоначально название группы воспринималось как кличка, но вскоре стало общепринятым. Уже через несколько дней после статьи в «Шаривари» благонамеренный критик пишет о молодых живописцах:

«Если нужно одним словом охарактеризовать их намерения, то следует создать новое понятие − импрессионисты. Они импрессионисты в том смысле, что они передают не пейзаж, но вызванное им впечатление.»

Друзья часто писали портреты друг друга. Есть интересная история двух картин. Однажды Ренуар приехал в гости к Моне, когда тот работал в своем саду в Аржантее. Огюст не стал терять времени даром: поставил мольберт и написал картину под названием «Клод Моне, работающий в своем саду, 1873 год» (Музей д'Орсэ, Париж). А Моне тем временем написал произведение «Сад в Аржантее (Георгины), 1873 год» (Национальная галерея живописи, Вашингтон). Так одновременно родилось два мировых шедевра.

 

 

 

В Париже Моне знакомится с Камиллой-Леонией Донсье, женщиной всей его жизни. Встреча произошла в кафе Гербуа, куда Камилла приходила выпить чашечку кофе и поглазеть на художников. История любви молодого импрессиониста легла в основу романа Эмиля Золя «Творчество». Но Моне не оценил роман, написал гневное письмо его автору и разорвал с Золя все отношения: он считал эту «выходку» предательством.

 
Claude Monet «Дама в зелёном»
 

Друзья Моне сразу узнали Камиллу в «Даме в зелёном», картина была выставлена в Салоне в 1866 году.

Над произведением дружно потешались критики и зрители. Газетные остроумцы не уставали печатать шаржи, где длинный шлейф вываливался за край картины, а шея женщины была перекручена, как штопор. Моне старался не обращать на них внимания и продолжал работать, хотя и тяжело переносил неудачи. Камилла стала сразу всем для Клода: его единственной любовью, хранительницей душевного покоя, вдохновением и музой, а затем − и матерью его детей.

 
Claude Monet Прогулка, женщина с зонтиком
 

Долгое время Моне приходилось скрывать своё бесценное сокровище: его родители были против девушки. Клод и Камилла жили очень бедно. Казалось, что путь художника к известности и достатку был непреодолим и бесконечен.

Эта любовь оставила много шедевров.

 


 

Самым значимым стал огромный шестиметровый холст «Завтрак на траве», которую Моне писал к очередному Салону. Но ее пришлось оставить в залог за жилье, а, вернувшись, Моне с ужасом обнаружил: от сырости на картине облупилась краска. Пытаясь спасти произведение, он порезал его на несколько кусков.

Нужда была так сильна, что иногда Моне приходилось соскабливать краску с прежних картин для создания новых. Денег катастрофически не хватало, Клод был вынужден постоянно останавливать работу. Небольшое состояние Камиллы, которое она получила в приданое, было безвозвратно промотано: потрачено на погашение долгов и самое дорогое вино. Как-то, спасаясь от кредиторов, Моне порезал 200 своих картин. Но уцелевшие куски были собраны и проданы по 30 франков каждый…
 


Почему Клод Моне уничтожал свои картины? Часть 2

Меню

Хочу быть в курсе вместе с Artifex

Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика