«Ключи к страсти» в Париже | Artifex.ru

«Ключи к страсти»
в Париже

В Париже продолжаются мероприятия, посвященные открытию Фонда Louis Vuitton − новой площадки для современного искусства со всего мира. Здание Фонда − это творение одного из крупнейших архитекторов − Фрэнка Гери (Frank Owen Gehry). А сооружено оно было в Булонском лесу по заказу самого богатого человека Франции, владельца компании Louis Vuitton Moët Hennessy (LVMH), известного коллекционера Бернара Арно (Bernard Arnault). Открытие состоялось в октябре прошлого года.

С 1 апреля в Фонде проходит художественная выставка «Ключи к страсти». На ней демонстрируются самые знаменитые произведения XX века, сыгравшие главные роли в формировании современного искусства.

Экспонаты для выставки предоставили крупнейшие мировые собрания: Государственный Музей Эрмитаж (Санкт-Петербург), Тейт Модерн (Лондон), Музей современного искусства MoMA (Нью-Йорк), Музей Мунка (Осло), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк), Муниципальный музей Гааги (Гаага), Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва), Музей Креллер-Мюллер (Оттерло), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Национальный центр искусства и культуры имени Ж. Помпиду (Париж), Кунстхаус (Цюрих), Музей современного искусства MOCA (Лос-Анджелес).

Выставка привлекает ещё и тем, что позволяет увидеть вместе великие картины из разных частей света, до которых можно и не добраться за всю жизнь. На ней лучшие французские арт-кураторы (Сюзанн Паже и Беатрис Паран, а также научный консультант Изабель Моно-Фонтэн) демонстрируют, как одиночество, страдания и сложная душевная жизнь современного человека становятся основным содержанием искусства, меняя его форму.

В центре экспозиции картина «Крик» (норв. Skrik) Эдварда Мунка (Edvard Munch) − произведение, определившее модернизм. В период с 1893 по 1910 год художник возвращался к этому сюжету как минимум четыре раза. Одна из картин находится в частной коллекции (в 2012 году ушла с молотка на Sotheby’s за рекордные $ 11 992 000). Другая, написанная маслом, хранится в норвежском Национальном художественном музее; и две (масло и пастель) − в Музее Мунка в Осло.

 
Edvard Munch (Skrik)

Шедевр попадал и на страницы криминальной хроники: первая громкая кража случилась в 1994 году, вторая − спустя десять лет. Картины отыскали, но норвежские власти и музейное начальство решили больше не рисковать. «Крик» до настоящего времени не выпускали за пределы Норвегии. Исключение не было сделано даже для масштабной ретроспективы художника в Центре Помпиду в 2011 году. На проходящей выставке представлена последняя версия картины 1910 года.

В одном из залов доминирует фантастический «Танец» Анри Матисса (Henri Matisse), демонстрируя, как живопись адаптирует музыкальные законы. Грандиозное панно, созданное по заказу коллекционера Сергея Щукина, в Париже не видели уже 15 лет.

 
Henri Matisse (Dance II 1910)

Ранее чуть ли не каждый выезд «Танца» сопровождался судебным иском от внука Щукина, француза Андре-Марка Делок-Фурко. Потомок коллекционера призывал суды Рима и Лондона признать его права на картины из собрания деда, которые, как он считал, были похищены большевиками в 1918−1920 годах.

Потрясающая подборка из картин Клода Моне (Oscar-Claude Monet), Казимира Малевича, Питера Мондриана (Pieter Cornelis Mondriaan), Пабло Пикассо (Pablo Picasso) и Марка Ротко (Mark Rothko) показывает, как постепенно фигуративная живопись распадается на геометрические и цветовые плоскости.

 

В это же самое время Фернан Леже (Fernand Léger) выработал свою выразительную манеру письма − четкую и механистичную. Все трехмерные объекты он сводил к двумерному изображению, используя выразительность линейного ритма. Особенностью поздних работ Леже является яркая палитра и стремление передать радость восприятия окружающего мира.

 

Достижения современной цивилизации − мегаполисы, реклама и медиа, привели к замене механистических женщин Фернана Леже на глянцевых красоток эксцентричного Франсиса Пикабиа (Francis Picabia), французского художника-авангардиста. Пикабиа оказал большое влияние на современное искусство, в частности − на дадаизм и сюрреализм. Он получил известность как художник, не подчиняющийся никаким политическим или стилистическим догмам.

 

Кураторы выставки соединяли на одной стене работы с общей идеей: например, цикл из пяти автопортретов Хелены Шерфбек (Helena Schjerfbeck). Это финская художница, которая не особенно известна за пределами страны. Она почти 30 лет, с 1915 по 1944 год, фиксировала все свои возрастные изменения, превращая страх старости и смерти в материал для искусства. Каждый из пяти автопортретов доставлен на выставку из разных музеев и частных собраний.

 

Хочется отметить, что в каждом из шести залов «Ключей к страсти» были представлены либо произведения русских художников, либо картины, купленные в свое время Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым − можно гордиться великой русской культурой.

Наш канал в Telegram
Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика