Необычные и стильные авангардные картины художника Макса Бекмана (Max Beckmann, 1884−1950) очень актуальны в наше время. Яркие, с четкими контурами, немного мультяшные они отлично вписываются в моду XXI века. Но в то время, когда творил Бекман, его искусство называли «дегенеративным», что было весьма оскорбительно.

Дегенеративное искусство – это термин из словарного запаса нацистов. Им обозначали опасное для чистой арийской расы искусство. Антигерманское, антиклассическое, авангардное и еврейско-большевистское в одном флаконе. Сам Гитлер комментировал такое искусство в своей книге Mein Kampf.

 

К счастью, в наши дни всё меньше предрассудков и нападок на контемпари-арт, и все авангардные направления живописи официально признаны и любимы в обществе. Картины Макса Бекмана в частности выставляются в именитых галереях, публикуются в художественных альбомах и продаются более чем за миллион долларов.

Например, американский бизнесмен, филантроп и коллекционер Рональд Лаудер заплатил в 2001 году за картину «Автопортрет с рогом» (Self-Portrait with Horn (1938) 22,5 миллиона долларов на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке. А в 2012 году в квартире другого коллекционера, Корнелиуса Гурлита, во время обыска работниками таможни было обнаружено 1406 произведений искусства, в том числе несколько важных работ Макса Бекмана. Предполагается, что они были украдены нацистами, а затем возвращены отцу Корнелиуса. Сейчас искусствоведы тщательно изучают эти картины.

 

 

Экспрессионист Макс Бекман особенно знаменит своими портретами в стиле веризм (смесь натурализма с сатирой). Он писал их на протяжении всей жизни. Количество его картин уступает по численности разве только шедеврам Пикассо и Рембрандта. Работы Бекмана интересны тем, что сочетают в себе академическое искусство и модерн. Художник был большим поклонником Блейка, Рубенса, Босха, Брейгеля и других классических авторов. Он не только восхищался их работами, но и почитал традиционный стиль живописи, используя в своем творчестве приемы средневекового витража.

Также ему нравились постимпрессионисты Сезанн и Ван Гог, что наложило отпечаток на его манеру письма. Совместив академизм с авангардом и добавив щепотку собственного «я», Бекман создал свой неповторимый, узнаваемый стиль.

Макс Бекман родился в 1884 году в Лейпциге. Его отец был мельником и умер, когда Макс был ещё ребенком. В 1900 году он поступил в художественную школу в Веймаре. Там он написал один из своих первых автопортретов в экспрессивной манере. Черты лица героя были искажены, если не сказать - изуродованы, что внушало страх зрителям. В 1906 году умерла мать Бекмана, оставив его сиротой. Это скорбное событие нашло свое отражение в творчестве художника. Он написал очень мрачную и экспрессивную картину «Большая сцена смерти, 1906».

 

 

Критики отмечают, что на стиль полотна повлияли такие художники, как Коринт и Либерман – слишком оно экспрессивно и темпераментно. Тела и лица на картине прорисованы довольно скупо, зато эмоции выражены очень ярко. Вся работа – одна сплошная эмоция горя, раздирающего душу художника. Мрачные тона, тяжелые мазки, болезненный сюжет – всё отражает замысел автора. В том же году художник участвовал в выставке Нового Берлинского Сецессиона.

Известные картины Бекмана того периода - это «Гибель Титаника, 1912», «Землетрясение в Мессине, 1909». В них художник затронул темы бессилия человека перед судьбой, гибели. Позже критики скажут, что атмосфера его полотен была сродни пророчеству грядущих ужасов и катастроф.

 

Художника называли мастером психологического настроения, его портреты пользовались огромной популярностью. Мрачные экспрессивные настроения привлекали художника, и Первая мировая война предоставила ему возможность воочию увидеть ужасы людских страданий. Бекман добровольно пошел в армию и проходил службу в санитарных частях, делая зарисовки в морге и изучая раны. Не удивительно, что через год его признали психически непригодным и отозвали из армии.

Большую часть своей творческой жизни Макс писал картины на социальные, исторические и военные сюжеты. Знаковым является полотно «Ночь» (Night, 1918), на котором изображено нападение бандитов на семью.

 

 

Жуткие лица людей и их неестественные позы заставляют зрителей содрогаться от ужаса. Очень интересна техника, в которой написана работа, и цветовая палитра. В основном это белая и черная краски, за счет их контраста создается ощущение резкости, грубости. По стилю картина чем-то напоминает Сезанна – та же вертикальность линий, схожая манера письма. Критики часто сравнивают «Ночь» с «Убийством на улице Транснонен» Оноре Домье и «Герникой» Пабло Пикассо.

Интересна также картина «Адам и Ева» (Adam and Eve, 1917), исполненная в мрачных серых тонах. Она по стилю чем-то напоминает Мунка. Обратите внимание, что у Адама и Змея-искусителя лица чем-то похожи, и лишь Ева из этого трио выглядит миролюбиво.

 

 

Автопортреты, возрождение средневекового жанра, трагизм на экспрессивный лад, аллегорический стиль – всё это свойственно творчеству Макса Бекмана между двумя главными войнами XX века. Недаром этот период называют временем расцвета его таланта.

В 1925 году Бекман стал профессором Государственной Школы искусств во Франкфурте-на-Майне, в 1927 он получил золотую медаль Дюссельдорфа и Императорскую премию, до начала 30-х годов у него прошло несколько крупных выставок – художник был на волне успеха. Но в 1933 году нацистское правительство во главе с Адольфом Гитлером назвало его «культурным большевиком» и «дегенеративным художником», а в 1937 его изгнали с должности преподавателя университета, а картины конфисковали из музеев.

Бекман был вынужден переехать на 10 лет в Амстердам, а после – в США. В Америке Макс Бекман восстановил свое доброе имя, вновь стал преподавать в престижных учебных заведениях, выставлял свои работы и большую часть из них пожертвовал Художественному музею Сент-Луиса.

Умер Макс Бекман после Рождества в 1950 году от сердечного приступа, который случился с ним на углу 69-ой улицы и Центрального Парка Запад в Нью-Йорке.