Марк Ротко. Часть 1: «Путь художника» | Artifex.ru

Марк Ротко. Часть 1:
«Путь художника»

От нежно-розового к ликующe-желтому, от ярко-синего к мрачнo-черному − посмотрите на одно из огромных полотен, созданных Марком Ротко (Mark Rothko) и вы почувствуете себя втянутым в его мир. Ротко был очень увлеченным художником, который вложил все существо в свое искусствo, и, как многие другие великие творцы, прожил трудную жизнь.

Глубоко разочарованный войнами и страдающий от депрессии, он был измучен душой, но в то же время создавал великие произведения искусства, вызывавшие сильные чувства.

Марк Ротко заинтересовался живописью сравнительно поздно. Будучи сыном русско-еврейских иммигрантов, он вырос в Портланде, штат Орегон. Несмотря на то, что он получил стипендию Йельского университета, ни один курс не показался ему интересным, и, бросив университет, Ротко без особой цели отправился в Нью-Йорк. Там через знакомого он открыл для себя Студенческую Лигу Искусств. Когда художник увидел, как студенты делают наброски обнаженной модели, он в 22 года решил, что искусство может стать его будущим.

В начале своей карьеры Ротко отдавал предпочтение образным работам. Главные черты этого периода − темные цвета, грубые мазки и странные, нереалистичные фигуры. В 1930 годах он уже начал выставляться в составе разных художественных групп, но не получил широкого признания, что его очень разочаровывало.

 
Marc Rothko (Underground fantasy)

В середине 30-х Ротко создал серию картин о метро, одна из них − «Подземная фантазия» (Underground fantasy). Картина явно не пытается передать реальный мир, но показывает вытянутые, как столбы, человеческие фигуры, путешествующие в метро в пассивной анонимности и изоляции.

Такой символичный подход вдохновлен сюрреализмом − авангардным движением, начавшимся в Париже 30-х. Во время Второй мировой войны его главные члены покинули Европу и стали ключевым источником вдохновения для американских художников. Сюрреалисты хотели строить свое творчество вокруг подсознания, как его описывал Фрейд. Для иллюстрации психологических феноменов этот автор использовал мифы древней Греции. Около 1940 года они стали популярным мотивом в работах нью-йоркских художников, в том числе Ротко. Примеры представлены на картинах и рисунках темы Антигоны (Antigone).

 
Marc Rothko (Antigone)

Около 40-го гoда, увлеченный философией, Ротко забросил картины и занялся написанием трактата «Реальность художника» (The Artist's Reality). Тем не менее, в итоге он решил, что предпочитает выражать свои мысли через картины, а не через язык. Так книга осталась неопубликованной.

 

Картина «Персонаж два» (Personage Two) и другие, созданные в 1944−1946, указывают на начало переходной фазы. Они все ещё относятся к чему-то внешнему, хоть и неясно к чему конкретно, но уже в значительной мере абстрактны.

 

«Без имени» (1947) былa написанa во время кульминации переходной фазы. Ей присущи неопределенные, аморфные образы, напоминающие первобытные формы жизни. Они как будто намеренно подрывают все попытки понять значение изображенного. Для обозначения этих картин критики используют термин «мультиформы». Сам Ротко называл произведения 1945−1949 годов «переходными», потому что они ознаменовали смещение от сюрреализма к его знаменитому «классическому стилю» последующих лет.

«No. 9» (1948) − ещё один этап в эволюции стиля Ротко. Похожие на облака невнятные формы постепенно обосабливаются и...

 
Marc Rothko (No.9,1948)

... превращаются в прямоугольные световые поля, как будто лежащие стопкой в раме.

 

В 1949-м Музей современного искусства Нью-Йорка приобрел картину Матисса «Красная студия». Ротко приходил любоваться полотном каждый день и позже говорил: «Когда вы смотрите на эту картину, вы становитесь этим цветом, вы совершенно пропитываетесь им».

 
Henri Matisse (Красная Студия)

Это одно из немногих сохранившихся заявлений о влиянии других художников. Пропитать, насытить зрителя − вот чего хотел Ротко от своих картин. И он стремился к цели через использование сильных цветовых эффектов.

 


Марк Ротко. Часть 2: "Фирменный стиль"

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика