Марк Ротко. Часть 2: «Фирменный стиль» | Artifex.ru

Марк Ротко. Часть 2:
«Фирменный стиль»

Первая часть статьи: Марк Ротко. Часть 1: "Путь художника"

Главной поворотной точкой развития Марка Ротко (Mark Rothko) в 40-х стал отказ от мультиформ в пользу его «классического стиля»: цветовых полей в форме размытых горизонтальных прямоугольников, расположенных один над другим.

Ротко без устали экспериментировал с форматом картин и комбинациями цветов и тонов в поисках способа передачи различных настроений и эмоций. Но, несмотря на разнообразие, каждое полотно безошибочно узнаваемо, как именно его работа.

 

Художники-авангардисты Нью-Йорка 50-х годов − Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Барнет Ньюман культивировали индивидуальные, легко отличимые друг от друга стили, называемые «фирменными». Первым таким художником, на поколение раньше, был Пит Мондриан (Pit Mondrian).

До Второй мировой войны культурной столицей был Париж. В пятидесятых этот титул был узурпирован Нью-Йорком. Там художники хотели быть независимыми от европейского авангарда и создать чисто американское искусство. Кроме «фирменного стиля» общей среди них была бросающаяся в глаза тенденция работы на очень больших полотнах. Их использование привело к новому, более физическому способу рисования. В то же время они надеялись, что крупногабаритные картины произведут на зрителя немедленное и сильное впечатление. В 1951 году Ротко сказал, что главная причина большого размера его полотен именно в том, чтобы добиться интимности со зрителем − тот должен был почувствовать себя внутри картины.

 
Marc Rothko (Orange and tan, 1954)

Муниципальный музей Гааги владеет самой обширной в мире коллекцией работ Пита Мондриана, тогда как большинство полотен Ротко находятся в Национальной галерее Искусств в Вашингтоне. Благодаря сотрудничеству между этими музеями, одна из выставок предоставляла уникальную возможность поставить Мондриана и Ротко лицом к лицу. На первый взгляд, эта идея может показаться странной, учитывая такую непохожесть стилей. Однако сравнение интересное.

Мондриан был первопроходцем абстрактного искусства вместе с Кандинским и Малевичем. Начиная с 1913 года в европейском искусстве произошёл переворот, вызванный появлением их картин, лишённых какой-либо связи с внешним визуальным миром.

 

После Второй мировой войны в США появилось новое поколение абстракционистов, включая Джексона Поллока, Барнетта Ньюмана и, конечно, Марка Ротко.

Когда в 1940-м Мондриан прибыл в Нью-Йорк, американские художники встретили его, как героя. Молодые артисты не могли избежать его влияния, а тем более − сравнения с мастером. Например, Ротко как-то был назван «расплывчатым Мондрианом». Сам Марк говорил, что не заинтересован в его стиле, но в то же время называл его «самым чувственным художником», которого он знал.

 
Pit Mondrian (Sea after Sunset)

Эта галерея сводила вместе одни из последних работ художников. В случае Ротко – это была огненно-красная картина, которая будто вот-вот займётся пламенем. Она чрезвычайно яркая, особенно в сравнении с другими творениями его последних лет. «Победа Буги-Вуги» Мондриана представляет собой тоже конец и начало: рождение современного послевоенного американского искусства. Эта картина быстро приобрела репутацию мифических пропорций и стала точкой отсчёта для многих американских художников.

 

В ранние годы Ротко всегда использовал яркие цвета, но начиная с поздних 50-х, его палитра стала более мрачной. Это не значит, что все его полотна стали тёмными, но он использовал всё меньше и меньше ярких цветов. К тому же он ненавидел, когда его называли колористом.

«Люди, которые рыдают перед моими картинами, испытывают те же религиозные чувства, что и я, когда я писал их. И если вы тронуты лишь их цветовыми взаимоотношениями, то вы ничего не поняли»

 

Также он придавал очень большое значение тому, в каких условиях демонстрировались полотна, и даже отказывал предложениям о выставке, если понимал, что ему не предоставят достаточного контроля над обстановкой.

В поздние 50-е и 60-е он получил несколько предложений создать полотна специально для интерьеров: сначала для ресторана на Манхэттене, затем для капеллы в Хьюстоне.

 
Marc Rothko (Скетч для фрески для ресторана Four Seasons (

В 1968-м у Ротко была обнаружена артериальная аневризма. Игнорируя рекомендации врача, художник продолжал много пить, курить и отказался садиться на диету, однако, послушался совета не браться больше за масштабные полотна, размерами больше метра в высоту, и начал работать в более компактных форматах.

Уже не в первый раз художник впал в клиническую депрессию. Оставив жену и детей, он переехал в свою студию. 25 февраля 1970 он принял чрезмерную дозу антидепрессантов и перерезал себе вены.

 
Marc Rothko (Black)

Ротко умер среди своих картин.

 


Марк Ротко. Часть 1: "Путь художника"

Меню

Хочу быть в курсе вместе с Artifex

Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика