«И сумрачный германский гений…» немецкий импрессионизм. Часть 1 | Artifex.ru

«И сумрачный германский гений…» немецкий
импрессионизм. Часть 1

«Живопись наружно так проста,
что уму нельзя не обмануться,
но к интимной пластике холста
можно только чувством прикоснуться»

И. Губерман

Родившись во Франции, импрессионизм быстро распространился за пределы страны и стал международным явлением, покоряя Европу и перешагнув через океан. Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха», легший в основу пленэрной живописи импрессионистов, нашел свое отражение и в творчестве некоторых немецких художников, оппозиционно настроенных по отношению к застывшим нормам официального академического искусства.

«Для немецких импрессионистов неизменно важную роль играет композиция картины, живопись решает формальные задачи, она по сравнению с французской оказывается более индивидуалистичной, плоской и куда более темной»

© Ютта Хюльзевиг-Йонен

Немецкая живопись более конструктивна, немецкие художники изображали объекты, людей, пространство, а не идущий от них переливающийся свет. Они вовсе и не стремились повторить французские образцы, они сделали определенные выводы из французского опыта, но их живопись вовсе не является «недотянутым» импрессионизмом. Сравнивать их картины со знаменитыми французскими образцами не стоит: немецкий импрессионизм – самостоятельное, отдельное явление. Коротко можно сформулировать отличие немецкого импрессионизма от французского так: французская традиция – это традиция видимости, немецкая – осязаемости. Немецкий импрессионизм гораздо более экспрессивен, больше тяготеет к сюжету, творчество немецких импрессионистов говорит столько же уму и сердцу, сколько и глазу.

Хронологически немецкий импрессионизм возник на два десятилетия позже французского, в нем чувствовалось влияние голландской школы и немецкого художника-реалиста Вильгельма Лейбла (Wilhelm Maria Hubertus Leibl), которого можно считать предтечей немецкого импрессионизма.

 

Немецкие импрессионисты ориентировались скорее на его технику alla prima («в один присест» — разновидность техники масляной живописи, позволяющая выполнить картину за один сеанс). Лейбль смешивал краску прямо на холсте, его мазки были свежими и энергичными. Художник был сторонником наполнения картины «говорящими» деталями, которые повествовали о трудной судьбе простого народа.

Вильгельм Лейбль был пятым ребенком из шести в семье кёльнского капельмейстера. Он рано покинул школу, свое художественное образование получил в Мюнхенской академии художеств, дружил с Гюставом Курбе, во время короткого путешествия в Париж в 1870 году познакомился с живописью Эдуарда Мане, которая, безусловно, оказала влияние на его манеру письма.

Родоначальником же немецкого импрессионизма считается Макс Либерман (Max Liebermann), родившийся в Берлине в ортодоксальной семье богатого еврейского текстильного промышленника.

 

В этой семье было еще пятеро детей, воспитывавшихся в строгости, поэтому родители не были в восторге от увлечения сына рисованием, и, хотя оплачивали его частные уроки живописи, не разрешили упоминать имя Либерманов при первой публикации работ (мальчику тогда было 13 лет). После окончания средней школы он начал изучать химию, но вместо лекций ездил в Тиргартен (зоосад) на этюды и, в конце концов, был отчислен из университета за «отсутствие прилежания», что вызвало конфликт с отцом. Но после долгих споров Либерман-старший разрешил сыну учиться живописи в Саксонской школе искусств Веймара, где на него произвела большое впечатление живопись Рембрандта.

Брат Георг финансировал поездку в Нидерланды, где художник написал много пейзажей. Его первая большая реалистическая картина, созданная вскоре после возвращения, была выставлена в Гамбурге и ясно отражала влияние «голландцев».

Не найдя отклика в сердцах немцев, Макс уехал в Париж и открыл студию на Монмартре. Лето провёл в Барбизоне, возле леса Фонтенбло, увлекался импрессионистами, потом опять уехал в Нидерланды, изучал творчество Франса Хальса, путешествовал по Венеции, искал собственный стиль, начал использовать эффект света в импрессионистической манере...

Летом 1880 года Либерман отправился в Брабант, в село Донген, и там, наконец, начал писать в импрессионистическом духе, фильтруя свет, что позже получило название «солнечные пятна Либермана». Через два года несколько его картин были выставлены в парижском салоне, и французская пресса приветствовала появление нового художника-импрессиониста. Вернувшись в 1884 году в Берлин, Макс Либерман присоединился к берлинской ассоциации художников, участвовал в выставке Академии художеств, позже – в парижском Салоне и в первой презентации неофициальной немецкой живописи на французской земле в рамках Всемирной выставки.

В 1892 году в Берлине одиннадцать независимых художников создали Ассоциацию ХI, ставшей основой для последующего движения Сецессиона (secessio - «разделение»), оппозиционного по отношению к консервативной школе живописи Академии, реакционность которой только усугублялась под влиянием Вильгельма II.

В середине 90-х годов Либерман впервые обратился к портретной живописи и рисованию движущихся тел в открытом свете. Он сопровождал директора Национальной галереи в его поездках в Париж, консультируя его в выборе картин французских импрессионистов, подружился с Дега, а при поездке в Лондон познакомился с американским художником Джеймсом Уистлером, творчество которого оказало на него некоторое влияние.

 

К концу века консервативная Берлинская академия искусств начала постепенно открываться для новых веяний, и это нашло отражение в присуждении Либерману Большой золотой медали и звания профессора.

«Палитра Либермана становится светлой и радостной в передаче красок солнечного летнего дня. Световая моделировка сменяется цветовой. Наблюдаемые на натуре рефлексы обретают динамику, отражая неуловимое и изменчивое взаимодействие света и цвета»

После начала Первой мировой войны он посвятил себя художественной пропаганде войны и создавал рисунки для еженедельных художественных листовок. На время художник-еврей перестал чувствовать себя аутсайдером, после речи кайзера «К моим дорогим евреям» Либерман посчитал себя обязанным оказывать содействие в войне. Он писал:

«Всё моё воспитание я получил здесь, вся моя жизнь прошла в этом доме, где жили мои родители. И в моём сердце моя родина Германия тоже является неприкосновенным и бессмертным понятием»

Прусская академия искусств устроила большую (около 200 картин) ретроспективу работ художника по случаю его 70-летия, в 1918 году в Национальной галерее открылся зал Макса Либермана, а в 1920 году он стал президентом Берлинской академии искусств, Берлин присвоил ему звание почетного жителя города.

В мае 1933 года, в день сожжения книг, Либерман сложил с себя все свои полномочия и объяснил прессе:

«В течение моей долгой жизни всеми силами я пытался служить немецкому искусству. По моему убеждению, искусство не имеет ничего общего ни с политикой, ни с происхождением, поэтому я более не могу относиться к прусской Академии художеств, поскольку моя точка зрения больше не имеет значения»

В 1934 году после тяжелой болезни появился его последний автопортрет.

 

 

Одному из своих друзей Либерман признался:

«Я живу исключительно из ненависти. Я больше не смотрю в окно этой комнаты, я не хочу видеть новый мир вокруг меня»

Либерман умер 8 февраля 1935 года в своём доме на Парижской площади, не дожив, к своему счастью, до «окончательного решения еврейского вопроса». Похороны великого художника одновременно явились символическим прощанием с целой эпохой, представителем которой он являлся.
 


Немецкий импрессионизм. Часть 2

Меню

Хочу быть в курсе вместе с Artifex

Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика