«И сумрачный германский гений…» немецкий импрессионизм. Часть 2 | Artifex.ru

«И сумрачный германский гений…» немецкий
импрессионизм. Часть 2


Немецкий импрессионизм. Часть 1

«Видеть, чувствовать, выражать – в этом все искусство».

© Братья Э. и Ж. Гонкур

В 1898 году был создан Берлинский Сецессион (Berliner Secession), объединение более 60 оппозиционно настроенных по отношению к академическому направлению художников. Первым его президентом был Макс Либерман.

Берлин медленно, но неуклонно становился столицей искусства, а Берлинская Академия художеств (Akademie der Kunste in Berlin), членом и профессором которой был Либерман, приобретала мировую известность. В Сецессионе проповедовались либерализм и толерантность в искусстве, но преобладали все-таки импрессионисты, появился даже термин «берлинский импрессионизм», а зарождающийся экспрессионизм практически не принимался членами жюри для участия в выставках.

Одним из ведущих художников Берлинского Сецессиона, сменившим в 1915 году Либермана на посту президента, был Ловис Коринт (Lovis Corinth), настоящее имя Франц Генрих Луи. Он родился в семье кожевенника, рано начал рисовать, учился живописи в Академии Кёнигсберга, а затем Мюнхена, который считался в 80-е годы XIX века одним из центров авангардного искусства Европы. В тот период на художника оказали большое влияние творчество Курбе и художников Барбизонской школы (Руссо, Милле, Дюпре и других).

 

Вернувшись в 1888 году в Кёнигсберг, он взял себе псевдоним, под которым и работал всю жизнь. После недолгого пребывания в Мюнхенской академии художеств Коринт присоединился к группе художников Мюнхенского Сецессиона, а в 1899 году принял участие в выставке, организованной уже участниками Берлинского Сецессиона.

Мюнхенский период не был особенно продуктивным из-за пристрастия к вину, но после переезда в Берлин и открытия в 1902 году своей школы живописи для женщин Коринт влюбился в одну из своих студенток, на 20 лет моложе него, и женился на ней. Она стала его музой и матерью его детей, а семейная жизнь стала главной темой его творчества.

В 1911 году после перенесенного инсульта и левостороннего паралича у него начался тремор рук, хромота, но, благодаря заботе своей жены, он уже через год вернулся к мольберту. Важной темой его картин и офортов в это время были пейзажи Баварских Альп, где у семьи был дом.

В 1925 году, во время пребывания в Нидерландах, он заболел пневмонией и умер в Зандворте. Ловис Коринт прошел как художник и гравер путь от академической традиции через импрессионизм до экспрессионизма и синтеза его с импрессионизмом, воплощая библейские сюжеты, создавая портреты, сцены семейной жизни, великолепные пейзажи.

 
Третьим художником, кроме Либермана и Коринта, говоря о немецких импрессионистах, обычно называют Макса Слевогта или Слефогта (Max Slevogt), живописца, гравера, иллюстратора, сторонника и пропагандиста пленэрной живописи.

 

Он родился в семье капитана Фридриха фон Слевогта, рано потерял отца, после окончания школы учился в Академии изящных искусств в Мюнхене, там появились его первые пейзажи в коричневых тонах, изображающие окрестности Нойкастля. К концу 90-х годов его палитра постепенно изменилась, приобрела более светлые тона и импрессионистский характер.

После поездки с другом по Италии он вернулся в Мюнхен и начал работать как профессиональный художник с большим кругом интересов в живописи, акварели, графике, книжной иллюстрации. Он считал, что художник должен не только передавать зрительные впечатления на холсте, но и давать волю воображению, будить фантазию.

В 1900 году Слевогт участвовал во Всемирной выставке в Париже с работой «Шехерезада». Там был потрясен знакомством с картинами Эдуарда Мане и после создал свой – свободный от чужих влияний – стиль письма, светлый и блестящий.

В 1914 году Слевогт путешествовал по Египту, писал акварели и картины, ставшие гордостью немецкого импрессионизма. Во время Первой мировой он был военным художником на Западном фронте, ему пришлось искать новые выразительные средства для передачи ужасов войны. Слевогт стал членом Академии искусств в Берлине, вел там мастер-классы живописи, создал декорации для «Дон Жуана» Моцарта, работал над иллюстрациями к «Фаусту» Гете.

Его 60-летие отметилось большой выставкой в Берлине, а последние годы жизни он посвятил религиозной росписи Церкви мира (Church of Peace) в Людвигсхафене. Похоронен Макс Слевогт в семейной гробнице в Нойкастле.

 
Еще один представитель немецкого импрессионизма, получивший признание уже в самом начале своей карьеры, привлекает своей светлой палитрой, легкостью письма, наибольшей близостью к манере французских импрессионистов. Готтард (Готхард) Кюль (Gotthardt Kuehl) родился в Любеке, учился живописи в Дрезденской академии и в Мюнхене.

 

Одиннадцать лет жил в Париже, путешествовал по Италии и Нидерландам, был профессором в Дрезденской академии, всю жизнь занимался преподавательской работой, участвовал в деятельности Берлинского Сецессиона. Наиболее известны его пейзажи и сюжеты городской жизни, большая часть которых хранится в музея родного Любека, Дрездена и Мюнхена.

 
Нельзя не упомянуть и Лессера Ури (Lesser Ury), известного своими пейзажами и натюрмортами. Большую часть жизни художник провел в Берлине, любил этот город и был его обер-бургомистром в качестве признания «художественного прославления имперской столицы».

 

Он прекрасно владел разными техниками, писал маслом и пастелью, которая помогала ему насытить свои пейзажи воздухом и светом. Макс Либерман чувствовал в нем сильного конкурента, всячески препятствовал его участию в выставках, и только после смерти Либермана Ури смог участвовать в деятельности Берлинского Сецессиона, а в 1921 году стал его почетным членом. В 1931 году планировалось устроить чествование художника в связи с его 70-летием, но Лессер не дожил три недели до него, умерев от сердечного заболевания.

 
Еще один художник, вызывающий интерес своей биографией и творчеством, – это Лев Путц (Leo Putz). Он родился в Тироле, но учился и жил в Мюнхене. Участник Мюнхенского Сецессиона, его творчество отражает и ар-нуво, и импрессионизм, и элементы экспрессионизма.

 

Путц был награжден несколькими медалями за свои работы. После шестилетнего плодотворного пребывания с семьей в Южной Америке и преподавания там он вернулся в 1935 году для участия в крупной выставки в Мюнхене и увидел совсем другую Германию. Его работы были отнесены к «дегенеративному искусству», его несколько раз допрашивали в гестапо, он был отстранен от работы и, в конце концов, вынужден был бежать в Южный (итальянский) Тироль.

Завершая тему немецкого импрессионизма, можно сделать вывод о том, что он был более экспрессивен, яростен и осязаем, чем французский. В творчестве этих художников видны истоки живописи всех последующих поколений немецких экспрессионистов.

Меню

Хочу быть в курсе вместе с Artifex

Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика