Николай Ге | Artifex.ru

Николай
Ге

Николай Николаевич Ге – выдающийся мастер русской живописи. Его картины написаны в разных жанрах и отражают многосторонность жизни: он создавал религиозные и исторические полотна, а также портреты. Не столь известен тот факт, что он занимался еще и скульптурой, хотя, безусловно, не был погружён в этот вид искусства в той же мере, что в живопись.

Когда речь идёт о происхождении Ге, то, прежде всего, обращает на себя внимание его звучная и непривычная русскому слуху фамилия. Дело в том, что дед Николая Николаевича эмигрировал из Франции. Сам же художник родился уже в Воронеже и провел детство в деревне. Затем он обучался на математических факультетах двух разных университетов: Киевского и Петербургского. Но любовь к живописи была так сильна, что никакие числа и уравнения не могли увлечь Ге так, как времяпрепровождение в Эрмитаже, где Николай Николаевич практиковался в рисовании. В конце концов, Ге решил оставить математику, которая совсем не привлекала его, бросил университет и поступил в Академию Художеств.

 

Где он только не побывал! Италия, Швейцария, Германия, Франция – посещая каждую из этих стран, Николай Ге впитывал новые впечатления, изучал работы местных художников и знакомился с интересными людьми. Каждый город, каждое художественное событие, где Ге оказывался, постепенно формировали его стиль и взгляды на живопись. Например, его глубоко поразило творчество Александра Иванова, с которым художник встретился в Риме. Ге был вдохновлён новым знакомством, и у него появились задумки будущих картин.

В 1880 году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировалась картина Ге «Милосердие» («Не Христос ли это?»). Но в данный момент её больше не существует. Что же ожидало это творение Ге? Публика не восприняла «Милосердие», раскритиковала и не оценила его. Николай Николаевич решил повторно использовать то же полотно, и десять лет спустя на холсте появилась картина на евангельский сюжет «Что есть истина? Христос и Пилат». На ней прокуратор Иудеи Понтий Пилат застыл в уверенной позе, спрашивая Христа о сути истины.

 

 

Некоторое неодобрение вызвало то, что в своей картине Николай Ге разрушил традицию ассоциации зла с тьмой, а добра – со светом. Фигура Пилата освещена солнцем, он одет в белое, в то время как Иисус находится в тени, а его одежда написана в тёмных тонах.

Светотень в работах Ге – это инструмент, с помощью которого можно воздействовать на чувства зрителей, вызывать у них ужас, страх и даже желание переосмыслить свою собственную жизнь. Так, в работе 1891 года «Совесть. Иуда» зритель видит лишь спину Иуды, освещенную пронзительным голубоватым сиянием. Его лицо обращено к происходящему в правой части картины, где изображены последствия предательства Христа. То, что лицо героя находится во тьме, говорит о том, что он отвернулся от света, от истины, стал глухим к голосу правды.

 

 

Взглянув картину Ге, возможно, кто-то всерьез задумается о своих поступках, о том, правильно ли он живет, и не пришло ли время обернуться к свету и внять доводам совести.

Николаю Ге удавалось переносить настроения, которые он наблюдал в людях и событиях, на полотно. Будь то трагическая сцена или момент встречи с истиной - на картинах художника изображение любых ситуаций всегда проникновенно, сильно и эмоционально. В евангельских сюжетах он акцентировал внимание на том, что могло волновать его современников, было им близко.

Хорошим другом Ге был Лев Толстой, между ними существовало взаимопонимание, помогавшее живописцу совершенствоваться и верить в своё творчество.

Меню

Хочу быть в курсе вместе с Artifex

Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика