Австрийский художник Густав Климт (Gustav Klimt) был одним из самых ярких представителей стиля модерн. Климт являлся лидером венского авангарда и входил в группу художников-новаторов под названием «Сецессион». Среди лучших его произведений – поздние портреты с плоскими незатененными поверхностями.

Витиеватые линии, «мозаичные» цвета и формы – вот особенности этих картин. В каждой работе живописца словно бы совмещены две противостоящие силы: с одной стороны – жажда полной свободы творческого самовыражения (замысловатая игра орнамента), а с другой – реальное восприятие природы, несколько смягчающее пышность узоров.

 

Густав родился в предместье Вены, Баумгартене, в середине 19-го века. Он был вторым ребенком в многодетной семье, где помимо него подрастало еще шестеро детей. В стране тогда сложилась непростая экономическая ситуация, и мальчик прожил большую часть детства в бедности.

Сначала Климт учился рисовать у своего отца, а позже поступил в венское художественно-ремесленное училище, его специализацией стала архитектурная живопись. В 1888-м году за заслуги в искусстве он получил награду «Золотой Крест» от императора Франца Иосифа и стал членом мюнхенского и венского университетов.

После смерти отца и брата Густав стал полностью обеспечивать семью. Более того, эти события повлияли на творческий взгляд Климта: начал развиваться его индивидуальный стиль. К этому же времени относится и роман художника с Эмилией Флёге.

Картина «Обнажённая истина» (1899) – очередной вызов общественности. Нагая рыжая женщина держит зеркало истины, над которым помещена цитата из Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим – зло».

«Золотой период» Густава Климта отмечен позитивной реакцией критики. Название времени его творческого взлета связано с позолотой, использованной во многих работах художника, начиная с «Дворца Афины» (1898) и «Юдифи» (1901). А наиболее известной картиной этого периода стал «Поцелуй» (1907–1908). Золотой фон и символика, близкая византийской, восходят к мозаикам Венеции и Равенны, увиденным Климтом во время путешествия по Италии. В это же время он увлёкся декоративным искусством в стиле ар-нуво.

Художник очень мало писал о своем видении искусства и творческих методах. В сочинении «Комментарий на несуществующий автопортрет» он утверждает:

«Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего, женщины... Во мне нет ничего особенного. Я художник, пишущий день за днём, с утра до ночи... Кто хочет что-нибудь обо мне знать... должен внимательно рассмотреть мои картины»