Как давно вы в последний раз испытывали ощущение полёта? Может быть, когда пересекали воздушное пространство на самолёте или катались на аттракционах? А быть может, вам удалось почувствовать состояние невесомости, когда вы были влюблены?

В любом случае это волнующее чувство окрылённости и победы над земным тяготением не удаётся сохранить надолго. Но как же легко его воскресить, вглядываясь в картины Марка Шагала, для героев которого полёт – абсолютно естественное и обыденное состояние.

Счастливо парящие «Над городом» влюбленные взмыли в небо в 1918 году. Собственный восторг и надежду, радость и оптимизм передал мастер героям этого полотна. Ведь за год до написания этой работы произошли события, кардинально изменившие жизнь страны и судьбу художника.

После революции Шагал получил назначение на должность уполномоченного по делам изобразительных искусств в родном Витебске и смог оставить ненавистную работу ответственного за обзор прессы в военном ведомстве Петрограда. Художник наконец-то вернулся в родной город, где его ожидали любимая жена и маленькая дочка.

 

Окрылённый началом нового счастливого витка своей жизни, Шагал принялся за работу вдохновенно и с увлечением: украсил родной город праздничными транспарантами, организовал выставки молодых живописцев, открыл художественную школу. И в это время создал самые, пожалуй, поэтичные свои полотна: «Прогулка», «Двойной портрет с бокалом вина», «Свадьба», «Над городом».

В этих картинах Шагала фантастическое неотделимо от реальности: кажется, нет ни одного искусствоведа, который не отметил бы, что в работе «Над городом» художник и его жена Белла совершают полёт над Витебском так же непринуждённо и легко, как если бы прогуливались за руку по улице.

 

 

Вот только до сих пор знатоки живописи расходятся в оценке одного из главных феноменов этого полотна: почему взгляды людей, плывущих по небу, обращены назад? Почему Белла с грустью смотрит вдаль и машет рукой, будто бы с кем-то прощаясь? Быть может, потому, что в этой картине есть два равноправных по значимости образа: счастливых влюблённых и маленького белорусского города, с которым, как художнику подсказывало предчувствие, ему скоро предстоит проститься? В пользу такой версии говорит и название картины.

Марк Шагал – не только талантливый художник, но и одарённый поэт. И его картины – это удивительный сплав живописи и поэзии. Каждое его полотно заключает в себе некий зашифрованный мастером символ или является метафорой того или иного чувства, переживания. А поскольку одна из важнейших характеристик художественного символа – многозначность, каждый, кто всматривается в картины этого великого авангардиста, волен давать свою собственную интерпретацию увиденному. Быть может, поэтому у Шагала так много почитателей: каждый зритель находит в его картинах то, что близко и созвучно именно ему.

Очень точно эту особенность творчества Шагала смог уловить литературный критик, театровед Б. И. Зингерман, писавший, что

«анализировать творчество Шагала очень трудно, его можно полюбить или не полюбить, но почти невозможно объяснить. Не говоря уже о том, что вся живопись Марка Шагала – это одна целостная и сложная метафора его собственной жизни и духовных исканий нашего века.»

Лирическое полотно «Над городом» сродни волшебной сказке, которая учит тому, как легко быть свободным и счастливым, как просто достигнуть состояния полёта. А поэтическим комментарием к этой картине можно считать несколько строчек из стихотворения Шагала (переведённого Львом Беринским):

Душа молчит и ждёт.
А солнце с неба льет лучами, облачая в блеск и пурпур меня всего.
Как нежен зов лучей, завет его:
не слёзы лить – а, уложив в котомку
надежду,
продолжать свой путь земной
в иную высь…

Возможно, секрет такого сильного воздействия картины «Над городом» можно объяснить фразой, которую так часто любил повторять создавший это полотно мастер. «Я жизнь прожил в предощущенье чуда», – говорил Марк Шагал. И именно это чувство – предощущенье чуда – рождает его творчество, как живописное, так и поэтическое.