Сказки художника. Врубель | Artifex.ru

Сказки художника.
Врубель

Вся жизнь Михаила Александровича Врубеля была чередой невероятных событий и случайностей. Мальчик рос талантливым и достаточно одаренным, но о карьере художника не думал. Но любому происшествию, как кульминации в драме, предшествует какая-то завязка.

Его сестра Анна вспоминала, как в город Саратов, в котором они тогда жили, привезли копию работы «Страшный Суд» Микеланджело, и отец дважды, по просьбе юного Миши, водил его посмотреть на картину. По возвращении мальчик в мельчайших деталях воспроизвел все увиденное. Возможно, это всего лишь совпадение, но встреча двух величайших художников разных времен произошла. Поэтому, когда совершенно внезапно на двадцать четвертом году жизни Михаил Александрович решил поехать учиться живописи в Киев, его родные вспомнили об этом случае.

 

Еще со школы Врубель нам известен, благодаря серии картин «Демон», росписям Кирилловской Церкви в Киеве, иллюстрациям к произведениям М. Ю. Лермонтова, но есть у него работы совсем другого характера, которые сто́ят отдельного рассказа. Пронизанные мистическим духом конца XIX века сказочные персонажи и мотивы открываются для нас не только в его картинах, но и в этюдах, керамике, костюмах и декорациях к оперным постановкам.

Врубель с самого детства был влюблен в музыку. Еще мальчиком он часто слушал, как играет на рояле его мачеха, а став уже профессиональным живописцем, прекрасно проявил себя в роли театрального художника. Все то новаторство, которое отвергалось в живописи и критиковалось публикой, в рамках театральных постановок воспринималось прекрасно.

Врубеля представляют человеком угнетенным, на деле же сам себя он таковым не считал. Нехватка денег и скудность гардероба его не волновали в принципе. Михаил мог купить за большие деньги белые перчатки и сразу же отказаться их носить, или спустить весь гонорар на обед в дорогом заведении для своих друзей и знакомых. После одного такого случая в ресторане гостиницы «Париж» он не просто остался без копейки в кармане, но влез в долги.

Главной его радостью и залогом счастья была сама возможность творить. Конечный вид и дальнейшая судьба картин его заботили мало, так что работы свои он часто переписывал. Именно театр и прикладное искусство позволили открыть все грани его таланта. Немаловажную роль в этом процессе сыграла жена художника, оперная певица Надежда Ивановна Забела.

 

Надежда стала его музой, и, благодаря ей, он близко познакомился с миром сказок в интерпретации русской оперы. В этом направлении тогда работали многие, в том числе композитор Н. А. Римский-Корсаков, чьи постановки оформлял художник. В театральных работах пригодилось его пристальное изучение природы, а «культ глубокой натуры» выразился самыми разными способами.

Внимательный, цепкий взгляд художника подмечал каждую мелочь, создавая костюмы для своей жены и остальной труппы. Сочные, фактурные декорации как никакие другие передавали ощущение волшебства страны берендеев из оперы «Снегурочка» или города Леденца из «Сказки о царе Салтане» музыкальностью красок. Чудесные костюмы Надежды, исполнявшей партии Снегурочки, Морской Царевны, Царевны-Лебедь и Волховы были придуманы Врубелем и покорили публику.

 

Картины его тоже преобразились. Если печальный «Демон сидящий», который являлся для художника отображением человеческих сомнений, был грустен именно от того, что ни на небе, ни на земле ему нет места, то сказочные персонажи составляли единое целое с природой. И загадочная Царевна-Лебедь, во всем своем великолепии кажущаяся нам роковой, не так уж проста.

 

 

«В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму и только в последний раз оборачивается, чтобы сделать свой странный предостерегающий жест. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона, и благополучия не обещает её грустный прощальный взор», — писала об этой картине историк искусства А. Н. Дмитриева.

 
Врубель был по-настоящему захвачен сказочной темой. Среди его произведений особенно выделяются камин с майоликой «Микула Селянинович и Вольга» и терракотовая скульптура «Царь Берендей», над которыми художник работал в Абрамцево, а так же картина «Пан».

 

В картине пан, изначально названный художником сатиром, больше похож на лешего с чертами русского крестьянина. Все в его существе созвучно пейзажу за его плечами: изгиб руки – стволу березки, завитки кудрей – встающему из-за горизонта месяцу. Глаза смотрят совершенно прямо, и это смущает: как он относится к зрителю? Может быть, он уже все решил и пришел к тому же выводу, что и царевна? А может, еще раздумывает, стоит ли начать разговор?

Сказочные и мистические полотна Врубеля, например «Сирень», можно рассматривать почти бесконечно. Здесь нам встречается уже не конкретный образ, а тень, выходящая из густых зарослей, чтобы исчезнуть в первых лучах солнца.

 

 

Так случилось и с самим художником: в тот момент, когда критики признали его, он был уже серьезно болен, а вскоре ослеп и умер.

Казалось бы, всего пятьдесят лет! Такая короткая жизнь, но обобщить, привести ее к общему знаменателю не получится. Пожалуй, единственно правильными словами для подведения итога станут фразы из похоронной речи, написанной А. Блоком:

«Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика