Современное Китайское Искусство: 30-летний путь от социализма к капитализму. Часть 2 | Artifex.ru

Современное Китайское Искусство: 30-летний путь
от социализма к капитализму. Часть 2

Современное Китайское Искусство. Часть 1

Глобализация

На 90-е годы в Китае пришелся период трансформации во многих сферах жизни, в том числе и в искусстве. Крупные города полностью изменили свой облик: страну наводнили иностранные товары и их китайские копии, из сельских районов в города хлынула волна ищущих работу и лучшую жизнь. Если в 80-е китайский модернизм был в первую очередь связан с общественно-политической ситуацией в стране, то с 90-х годов граница между китайским и международным современным искусством начала активно стираться. Как и в экономической, так и в художественной жизни Китая начался процесс глобализации.

В отличие от героических и идеалистических настроений «Новой волны», в 90-е годы искусство в Китае приобрело циничную окраску. Запрет после 1989 года на любую публичную деятельность без разрешения властей заставил многих художников обратиться к сарказму. Еще одним важным фактором, повлиявшим на мир искусства в то время, стала стремительная коммерциализация китайского общества, которая повлияла и на отношения художника с публикой.

В результате группа молодых художников, главным образом − выпускников Центральной академии искусств, сознательно отказалась вкладывать глубокий смысл в свои работы, совершив так называемый переход из «глубины» к «поверхности». Названная в честь одноименной выставки 1991 года, группа «Нового поколения» в своих произведениях отражала сарказм по отношению к различным проблемам общества. А наиболее экстремальным примером этого направления стал циничный реализм (Лю Сяодун (Liu Xiaodong), Фан Лицзюнь (Fang Lijun) и другие).

 

Рожденные в 60-е годы, художники этого поколения не имели душевных ран, оставленных событиями Культурной революции. Они противопоставляли бытовую жизнь великим идеям и целям «Новой волны»: отказавшись от каких-либо открытых политических заявления и теоретических систем, они просто сосредоточились на творческой практике.

Еще одним важным художественным течением в начале 90-х годов стал поп-арт, который в дальнейшем развился в два самостоятельных направления. Политический поп-арт (например, Ван Гуанъи (Wang Guangyi)) демонстрировал переосмысление прошлой политической визуальной культуры: образы революции были пересмотрены и соединены с образами западной рыночной культуры. Культурный поп-арт сконцентрировался больше на настоящем, извлекая образы и стили из различных сфер популярной визуальной культуры, особенно, рекламы.

 

Циничный реализм и политический поп-арт являются наиболее известными на Западе направлениями современного китайского искусства. Но в 90-е годы получило развитие еще одно направление – концептуальное искусство, представленное первоначально группой «Новый аналитик» (Чжан Пэйли (Zhang Peili) и Цю Чжицзе (Qiu Zhijie)).

 

С середины 90-х распространение получили и перформансы, которые главным образом были сосредоточены в так называемой Восточной деревне в пригороде Пекина. Это период мазохистских «65 кг» Чжан Хуаня (Zhang Huan),

 

переосмысление традиций каллиграфии Цю Чжицзе, семейной серии Чжан Сяогана (Zhang Xiaogang).

 

К середине 90-х годов большинство художников освободилось от груза Культурной революции. Их творчество стало больше отражать проблемы современного китайского общества. В результате появилось новое направление «Цветастое» искусство (Gaudy Art), которое, соединив визуальные элементы циничного реализма и культурного поп-арта, одновременно и высмеивало, и использовало вульгарность коммерческой культуры. Произведения художников (братья Ло (The Luo Brothers), Сюй Ихуэй (Xu Yihui)) в этом направлении стали пользоваться огромной популярностью как у галерей, так и у иностранных коллекционеров. С одной стороны, «цветастые» работы были направлены против общества потребления, с другой — они сами являлись объектами этого потребления.

 

В то же время группа художников, специализирующаяся на перформансах и инсталляциях, дала толчок развитию некоммерческих проектов, которые представляли активное взаимодействие с обществом. Но вместо того чтобы просто отражать изменения общества, как это делали художники «Нового поколения», они стремились выразить собственное отношение к этим общественным трансформациям (Чжан Хуань, Ван Цзиньсун (Wang Qingsong), Чжу Фадун).

 

В течение 80-х авангардисты и критики использовали для обозначения современного искусства термин «модернизм», в 90-е же, особенно после 1994 года, все чаще стали использоваться термины «актуального» или «экспериментального» искусства. То есть китайское современное искусство постепенно стало частью мирового. И когда значительное число художников уехало в США, Японию и страны Европы (многие из которых вернулись в Китай в 2000-е), то и оставшиеся на родине также получили возможность путешествовать по миру. С этого момента современное китайское искусство перестает быть исключительно местным явлением и вливается в мировое.

 
Выход в свет

1992 год оказался важным для Китая не только в сфере экономических реформ, но и в мире искусства. Первыми, кто обратил внимание на китайский авангард, стали (конечно, после властей) иностранные коллекционеры и критики, для которых основным критерием для художественной оценки работ и самого художника была «неофициальность». И, в первую очередь, авангардные художники, вместо того чтобы ждать признания от государства, обратили свои взоры на международный рынок.

В том же году Цай Гоцян (Cai Guo-Qiang), Люй Шэнчжун, Ван Юшэнь (Wang Youshen) и другие представили свои работы на второстепенной выставке Kassel Documents Exhibition. Затем состоялась первая биеннале в Гуанчжоу, которая стала попыткой местных критиков при финансовой поддержке частного бизнеса создать рынок современного искусства в Китае. Это была первая столь масштабная выставка с коммерческим уклоном: все представленные работы предназначались для продажи, а в большинстве случаев цену назначал сам художник. В том же году гонконгская галерея «Hanart T Z» и тайваньская «Shui Yuan» также начали выставлять работы современных китайских художников.

 

В 1993 году выставка «После 1989 года: новое искусство в Китае» (кураторы Ли Сяньтин и Чжан Сунжэнь) была представлена в Гонконге, Австралии и США. После чего Чжан Сунжэнь стал поддерживать участие китайских художников (например, Ван Гуаньи и Ли Шань) в других международных выставках, нередко для этого выкупая работу у автора. В том же году Фан Лицзюнь (Fang Lijun), Юй Хун, Гэн Цзяньи, Чжан Вэйли, Ван Юшэнь и другие представили свои работы на Венецианской биеннале. Но международное признание современного китайского искусства произошло только в 1994 году на биеннале в Сан-Паулу. В 1999 году в Венеции китайское современное искусство представляло уже 20 художников: больше, чем число американских или итальянских участников.

Когда художники начали входить в международную систему выставок, современное китайское искусство столкнулось с новыми проблемами: влияние коммерческого успеха и пассивный выбор постколониального стиля. В 80-е годы, когда система галерей и пожертвований практически отсутствовала, для художников главное значение имели идеалы: их работы были частью идеологической эмансипации. В наши дни современному китайскому искусству приходится играть в рамках западной системы «художник – кураторы – критики – СМИ – галереи – аукционные дома – коллекционеры – художественные музеи».

К счастью, эта система оказалась весьма эффективной и в Китае. Начиная с Шанхайского биеннале в 2000 году, в стране формируется внутренняя выставочная система. Биеннале в Чэнду, Гуанчжоу и Шанхае являются важными элементами в развитии современного китайского искусства и позволяют даже привлекать значительные финансовые ресурсы внутри страны.

Также с 2000 годов китайское правительство начало активно поддерживать современное искусство. В 2002 году директор Национального музея искусств КНР был приглашен куратором китайского зала на биеннале в Сан-Паулу. В 2003 году представители правительства были официально приглашены на биеннале в Венеции для создания постоянной экспозиции китайского искусства. В 2003 году Министерство культуры КНР пригласило Фань Дианя, Хоу Ханьжу и Кэ Цзяби курировать «Life at this moment» в музее современного искусства в Берлине, первую крупномасштабную выставку, организованную китайским правительством за рубежом.
 


Современное Китайское Искусство. Часть 3

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика