Фовизм | Artifex.ru

Фовизм

«Живопись наружно так проста,
Что уму нельзя не обмануться,
Но к интимной пластике холста
Можно только чувством прикоснуться»
.
© И. Губерман

Расцвел и отцвел XIX век, конец которого был насыщен новыми явлениями и тенденциями в искусстве... Он родил много разных творческих направлений, открыл много новых имен, ставших знаменитыми. Казалось бы, что еще можно сделать с цветом и красками, светом и тенью, с мазком и штрихом, композицией и формой? Многие молодые художники, учившиеся у признанных мэтров – Гюстава Моро, Эжена Каррьера или Леона Бонна – и копировавшие в Лувре старых мастеров, насытившись романтизмом, импрессионизмом, нео- и постимпрессионизмом, символизмом. Они начали испытывать сомнения, неудовлетворенность, желание новых ощущений.

 

Однажды два молодых художника, два земляка, Андре Дерен (André Derain) и Морис де Вламинк (Maurice de Vlaminck), случайно встретившись и разговорившись, выяснили, что обоим нравится Винсент ван Гог, недавно умерший и не успевший еще стать великим, а считавшийся «грубым отщепенцем» и маргиналом. Это был «первый разговор фовизма» – направления, ставшего фундаментом для авангардизма.

Молодые люди почувствовали симпатию друг к другу, разъехавшись, продолжали бурную переписку, обсуждая мысли об искусстве и своем будущем в нем. Дерен писал:

«Я уверен, что реалистический период живописи закончился. Собственно живопись только начинается»

Шел 1901 год, живопись начинала мы́слиться как нечто отдельное от объекта изображения, как некая самоценная вещь, в которой важен не объект, а сочетание элементов самой живописи – цвета, линии, пятна. Картина – такой же независимый предмет, как, например, стол или стул, она должна перестать быть «рабом реальности». Эти новые мысли и идеи нашли живой отклик среди друзей Дерена и Вламинка, многие своими путями пришли к похожим идеям и даже попробовали их на холсте. К этому времени и Анри Матисс (Henri Matisse), подражавший до этого импрессионистам и пуантилистам, начал отдавать теперь предпочтение чистым, несмешанным краскам, широким энергичным штрихам и мазкам.

«Для меня важнее всего выразительность. Я не отделяю свое чувство жизни от способа, каким я его передаю»
© Анри Матисс

Гийом Аполлинер говорил, что в Матиссе «сочетаются самые нежные качества Франции: сила ее простоты и мягкость ее света». И вот на Осеннем салоне 1905 в Париже в одном зале с Анри Матиссом выставилась группа художников из семи человек, работы которых шокировали публику. Позже к этой группе присоединились еще трое. Писатель и репортер «Фигаро» Камиль Моклер написал в своем отчете о посещении выставки:

«Такое ощущение, что на головы публики была вылита банка желтой краски»

В одном зале со всеми этими «бунтарями и хулиганами» находилась только одна вполне «нормальная» неоклассическая скульптура, которая резко контрастировала с буйством красок на картинах молодых художников. Один из критиков, Луи Воксель, назвал эту скульптуру «Донателло среди диких зверей», и словечко «дикие» (les fauves) подхватил Матисс – неформальный лидер группы. Так появилось имя у нового направление в живописи – Фовизм.

У него не было четко сформулированной программы, манифеста или своей теории, в отличие от сложившегося в тот же период немецкого экспрессионизма.

Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых чистых цветов, повышенная «светоносность» («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии Дерен), сведение формы к простым очертаниям, отказ от традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета. Оставался один шаг до абстрактного искусства. Но ни один человек из объединения фовистов не сделал его. Все фовисты пошли после 1907 года своими путями в искусстве, используя фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Этому способствовало влияние творчества Сезанна, эксперименты группы Пикассо, поиски в области развития кубизма, экспрессионизма, символизма и других новых направлений в искусстве, привлекавших молодых художников.

Андре Дерен родился в семье кондитера в парижском пригороде Шату, окончил школу с премией «за выдающиеся успехи по рисованию и естественным наукам», учился у местного живописца Жакомена. Профессия художника в его среде не считалась серьезной и прибыльной, поэтому он поступил на подготовительные курсы инженерного факультета при Политехнической школе. В свободное время учился в студии символиста Эжена Каррьера, где познакомился со своими будущими соратниками – Матиссом, Пюи и Марке. Новое искусство, которым он увлекся, получалось веселым и шокирующим, хулиганистым и диким.

 

Дерен как раз был одним из самых диких и буйных участников группы. Заметно влияние пуантилистов Сера и Синьяка, но в отличие от их ровных горизонтальных мазочков, Дерен располагает свои мазки так, чтобы передать направление движения воды, света или предметов. В 1907 году Дерен, будучи уже достаточно известным художником (почти все его работы куплены), начал потихоньку уставать от фовизма. Он познакомился с группой Пикассо, которая, развивая наследие Сезанна, двигалась в сторону кубизма.

Друг и соратник Дерена, Морис де Вламинк, которого считают родоначальником экспрессионизма в среде фовистов, в своих пейзажах, натюрмортах и портретах вознес цвет до уровня самостоятельного изобразительного средства.

 

Он родился в семье музыкантов, которые дали ему начальное музыкальное образование. Уже в 16 лет он покинул дом, работал механиком и делал спортивную карьеру как гонщик-велосипедист. Переболев тифом, вынужден был оставить спорт, стал зарабатывать уроками музыки и игрой на скрипке в оркестре.

Знакомство с Дереном, а позже и с Матиссом привело его к увлечению живописью в мастерской в Шату. Он гордился тем, что был самоучкой, но занятие искусством не давало ему возможности прокормить себя, и он зарабатывал на жизнь, работая музыкантом в варьете на Монмартре и сочиняя эротические рассказы, иллюстрации к которым рисовал друг Дерен.

Главные художники-фовисты:

Альбер Марке (Albert Marquet), Жорж Брак (Georges Braque), Анри Ашиль Эмиль Отон Фриез (Henri-Achille-Emile-Othon Friesz), Рауль Дюфи (Raoul Dufy), Кес ван Донген (Kees van Dongen), Жорж Руо (Georges Henri Rouault), Жан Пюи (Jean Puy), Шарль Камуан (Charles Camoin), Луи Вальта (Louis Valtat), Анри Шарль Манген (Henri Charles Manguin).

Фовизм как направление в живописи просуществовал всего несколько лет в самом начале XX века, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его новаторские приемы нашли свое отражение в творчестве экспрессионистов, абстракционистов, а также в появившемся в конце века движении «Новых диких».

Меню

Хочу быть в курсе вместе с Artifex

Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика