Фрэнк Стелла и черные картины | Artifex.ru

Фрэнк Стелла и черные
картины

Чёрный кофе, чёрная зависть, чёрный квадрат... Какие ещё ассоциации рождает ваше подсознание при упоминании слова «чёрный»?

Пока вы перебираете новый список ответов, известный американский художник Фрэнк Стелла (Frank Stella) уже подготовил один прекрасный вариант.

Мастер постживописной абстракции Стелла родился в Мэлдене, штат Массачусетс. С будущей профессией молодой человек определился не сразу. Первым этапом стало изучение истории в Принстонском университете. Позже, по окончании обучения, Фрэнк уехал изучать юриспруденцию в Нью-Йорк. Однако, это не было личным выбором юного и талантливого Стэллы. Так захотел отец, а послушный сын исполнил его волю.

Но судьба решила все сама, и будущий художник отправился на поиски своего истинного призвания, бросив учёбу. Он начинает изучать живопись, учится рисовать и делает чертежи. Художник должен быть голодным, но умирать от голода никто не желает. И первые работы позволили Фрэнку Стелле зарабатывать на жизнь.

 

50-е годы стали временем расцвета художественного таланта Фрэнка Стеллы. Именно тогда появляется цикл с мрачным и несколько пугающим названием «чёрные картины». Столь уникальный и самобытный стиль сразу выделил Стеллу из ряда других представителей искусства. Все полотна были буквально «пропитаны» авторским видением художника. Абстракции представляют собой сочетание геометрических фигур (линий, прямоугольников, треугольников и всего того, что мы так не любили чертить в школе).

Все работы, естественно, выполнены в чёрном и белом цвете. Здесь не встаёт вопрос: «Эти картины чёрные в белую полоску или белые в чёрную?». Вспоминаем название, и все становится на места. Поверхность картин заполнена полосами, расположенными параллельно краям и разделёнными тонкими белыми пространствами. Это выглядит, как мрачный лабиринт, по которому осторожно скользит тонкий пучок света. Казалось бы, что можно придумать нового, если использовать лишь два цвета и рисовать сплошные полоски?

Но Фрэнк Стелла в порыве нахлынувшего вдохновения смело варьировал самые разные направления и расположения точек схождения многочисленных линий, заполняющих полотна. Его картины, как говорят многие критики и ценители искусства, представляют собой «чистую и безликую визуализацию», на которой как раз и был сосредоточен сам автор.

Безусловно, успехи художника не могли оставаться незамеченными. Вскоре своё внимание на талант Фрэнка Стеллы обратил владелец нью-йоркской галереи Лео Кастелли. Именно этот человек и показал свету творения Стеллы. А все началось с того, что галерист, признав полотна художника гениальными, выставлял эти картины у себя.

 

И логично, что с этого момента творчество Фрэнка Стеллы набирает обороты. За циклом «Черных картин» следуют и другие. Используя алюминиевую краску, художник пишет, как бы это странно ни звучало, «Алюминиевые картины». На этом любовь к железной теме не заканчивается, и появляется цикл «Медные картины». Незаурядный Фрэнк отказывается от наскучивших простых фигур и начинает прорисовывать буквы латинского алфавита. LUT. Это не код, шифр или название нового химического элемента. Почему художнику пришли в голову именно эти символы? Ответ прост, а знает его только сам Стелла. Но направление, изображенных таким образом, полос определяло внешние формы работ. Вскоре, такая манера письма получила название «фигурный холст» или shapedcanvas.

Обучение истории сыграло все же свою роль в творчестве художника. Память о страшных событиях холокоста отразилась в цикле «Польские деревни». Наблюдается в то время и отход от традиционной монохромности к полихромии и рельефности. Все это мы можем увидеть в цикле «Концентрические квадраты».

Стоит отметить, что Стелла в своих работах всегда отдавал дань чёрному цвету, доминирующему на всех полотнах. А для своей работы художник использовал не просто краски. В число излюбленных инструментов Стеллы входили и проволочная сетка, и обрывки стальных труб, которыми мастер в прямом смысле прорезал рельефы полотен.

Лишь одна серия картин значительно отличается от всех своих собратьев. Если ранее каждое полотно являлось ни чем иным, как совокупностью строгих цветов и чётких линий, то «Серия волн» являла собой более романтичные творения. Здесь слились воедино живопись и декор.

 

За всю творческую деятельность Фрэнк Стелла был удостоен двух крупных наград: Национальная медаль США в области искусств (2009) и премия Международного центра скульптуры за жизненное достижение.

Теперь вы точно знаете ещё одну ассоциацию со словом «чёрный», а также немного познакомились с творчеством выдающегося художника Фрэнка Стеллы.

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика