Честность мгновения: Эдгар Дега | Artifex.ru

Честность мгновения:
Эдгар Дега

Эдгар Дега (Илер-Жермен-Эдгар де Га, фр. Edgar Degas; 1834-1917 гг.) – самобытный художник из пантеона французских импрессионистов. Дега разделял их стремление передать динамику через цвет, но главные акценты в его работах – на графичности линий и натуральности.

Наставниками художника стали Ламот и Энгр. Также он искал вдохновение в полотнах французских, итальянских и немецких живописцев разных эпох. Но наибольший отпечаток на его стиль наложило творчество Энгра, у которого Дега перенял любовь к проработке деталей.

 

Дега работал с портретами, историческими мотивами («Семирамида закладывает город», «Упражнения юных спартанцев»), искал новые типажи в кафешантанах и кабаках Парижа. Излюбленными сюжетами наследственного аристократа были балетные сценки, скачки и будни простого люда.

Работая в любом жанре, Эдгар Дега картины посвящал достоверной передаче окружающего мира. Мастер концентрировался на магии настоящего, игнорируя напускной лоск и манерную камерность неестественных поз. Его интересовали фактура ткани, секундные жесты и живое взаимодействие изображенных людей с фоном («Голубые танцовщицы»).

Картины Дега примечательны ломаной пластикой линий, направленным светом, комбинацией пастели, масла и акварели с монотипией, гуашью и литографией («Звезда», «Певица с перчаткой»). Для набросков художник использовал карандаш, мел и угли.

В 80-е гг. у Дега стало падать зрение, поэтому поздние его пастели отличались насыщенными цветами и крупными деталями, он стал больше внимания уделять скульптурам из воска («Маленькая 14-летняя танцовщица»). Резкость, характерная для первых работ (зарисовки братьев, «Римская нищенка»), сменилась экспрессивной абстракцией.

Гений Дега как прозаика-натуралиста – в умении выстроить иллюзорно небрежную композицию. «Выхватывая» сцены жизни из потока реальности, он смело обрезал пространство, фрагменты зданий и тела людей, заставляя образы жить в контексте («Оркестр Оперы», «Абсент»). Он не приукрашивал действительность, а передавал её характер, ища непривычные ракурсы («Мисс Лала в цирке Фернандо», «Абсент», «Музыканты в оркестре»), смещая центр композиции и создавая по несколько вариаций одного и того же этюда.

Художник не боялся экспериментов – совмещал техники масла и пастели, обрабатывая полотна паром для мягкой растушевки, сшивал листы, использовал вместо холстов картон, работал щеткой и пальцами. В отличие от коллег, Дега не признавал пленэр, предпочитая открытому пространству студию, оперные залы, театры и полумрак кафешантанов.

Интересный факт: цвета, форму и материал рам Дега проектировал самостоятельно. Когда однажды художнику попалась на глаза его работа в обычном обрамлении, он в возмущении выкупил её.

Эдгар Дега умирал знаменитым и состоятельным. Сегодня о художнике помнят не только искусствоведы и ценители творчества, но и астрономы – один из кратеров Меркурия носит его имя.

Наш канал в Telegram
Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика