Чувства, наполняющие душу. Экспрессионизм. Часть 1 | Artifex.ru

Чувства, наполняющие душу.
Экспрессионизм. Часть 1

«Мучай, боль!
Как рана жжёт.
Ну и мука - хоть кричи!
Не из раны ли цветёт
Странная звезда в ночи?»

© Георг Тракль «Ночная песня».

Наступил XX век, с войнами и революциями, надеждами и разочарованиями, бурными страстями и экзальтацией. На смену созерцательному импрессионизму пришло еще более яркое, но более грубое и необузданное художественное направление под названием Экспрессионизм (от лат. expressio – «выражение»). Он был порождением «сумрачного германского гения», расцветшего вдруг яркими красками, ломаными линиями, странными композициями.

В то сложное время деформация культуры происходила на глазах. Ориентирами и важнейшими ценностями художников-экспрессионистов были их собственные ощущения окружающего мира, субъективные переживания и тревоги. Художники обращались к зрителям на высокой эмоциональной ноте, доходили в выражении эмоций до экзальтации, хотели встряхнуть изнутри, часто искажая до абстракции и даже уродства образы реальности и «оглушая» людей яркими «кричащими» красками, эпатируя и провоцируя.

Большую роль в возникновении этого направления сыграли три фактора:

А поверх всего этого – философия Ницше, которой увлекались в то время многие люди искусства.

«Изображение предметного мира у них всегда неожиданно. Используется широкое, веерное расположение плоскостей. Оглушающий цвет, кричащая линия. Выражение боли, скорби, страсти, экстатических состояний − безмолвно»

© Борис Рохлин, «Урок немецкого»

Базовая платформа экспрессионизма подчинялась принципам крайнего индивидуализма, поэтому странным казалось стремление художников к объединению. И вот в 1905 году в Дрездене появилось первое сообщество, в которое входили четыре студента-архитектора Технической школы, чувствовавшие себя художниками. Они дали своему объединению название «Мост» (Die Brücke), что означало символическую связь с будущим.

 
Вдохновителем и мозгом этого объединения, составителем его программы был Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner). Он родился в семье инженера-химика, после гимназии учился в Дрездене в Высшей технической школе на факультете архитектуры, которую закончил в 1905 году, отвлёкшись на два года на художественную школу в Мюнхене. 7 июня 1905 года считается днем основания группы «Мост», идеологом которой и был молодой Эрнст.

 

В течение нескольких лет он ездил с товарищами в разные места Германии, чтобы там писать с натуры, и в эти же годы писал много картин на тему жизни варьете и цирков. В 1910−1911 годах Кирхнер состоял в группе художников «Новый сецессион», затем переехал в Берлин и сошёлся с Эрной Шиллинг, которая стала его гражданской женой.

После участия в художественной выставке в Кельне в 1914 году Кирхнер ушел добровольцем на фронт, но через год его комиссовали из-за открывшегося туберкулеза, и он переехал в Швейцарию, где писал альпийские пейзажи. Он много путешествовал по Германии, участвовал в выставках, а в 1933 году сам организовал свою большую ретроспективную выставку в Берне.

В 1937 году Кирхнер был назван нацистами представителем «дегенеративного искусства», а в 1938 году, потерявший силы из-за болезни и наркотиков, охваченный отчаянием из-за политического режима в Германии, он совершил самоубийство. Немецкий искусствовед Норберт Вольф считал, что «по эмоциональной напряжённости работ Кирхнер превосходит всех прочих художников ХХ века».

 

 

Его работа «Пять женщин на улице» была продана недавно на аукционе за 38 миллионов долларов.

«...Воплотить в картине что-то от парящего в мире духа или чувства», − было его желанием и девизом.

 


Чувства, наполняющие душу. Экспрессионизм. Часть 2

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика