Чувства, наполняющие душу. Экспрессионизм. Часть 2 | Artifex.ru

Чувства, наполняющие душу.
Экспрессионизм. Часть 2

Чувства, наполняющие душу. Экспрессионизм. Часть 1

Наступил XX век, с войнами и революциями, надеждами и разочарованиями, бурными страстями и экзальтацией. На смену созерцательному импрессионизму пришло еще более яркое, но более грубое и необузданное художественное направление под названием Экспрессионизм (от лат. expressio – «выражение»).

 

Фритц Блейль (Fritz Bleyl), друг и соратник Кирхнера, по настоянию родителей тоже изучал архитектуру в Высшей технической школе Дрездена, но мечтал стать художником. После образования группы «Мост» он постоянно и активно участвовал в выставках, увлекался графическим дизайном, делал рекламные плакаты и даже билеты для выставок. В 1907 году он покинул «Мост», чтобы выйти из трудного финансового положения, работал преподавателем рисования, а затем в архитектурных бюро.

В 1940 году Блейль стал государственным советником архитектуры при Государственной архитектурной школе Берлина, благополучно пережил войну, занимаясь после нее преподаванием архитектуры, а с 1952 года до самой смерти жил в Швейцарии, продолжая делать графические работы, но не выставляя их и не показывая публике.

 
Эрих Хеккель (Erich Heckel) − это не только участник группы, но и автор ее названия. Он родился в семье инженера-железнодорожника и очень рано проявил свои способности, еще в школе приняв участие в организации художественного сообщества «Вулкан». Как и его товарищи по будущему объединению «Мост», он учился в Дрезденской высшей технической школе на факультете архитектуры, но мечтал о живописи.

 

Как и его друзья, Хеккель изучал наследие Дюрера, творчество постимпрессионистов (особенно Сезанна), сохраняя при этом собственную манеру и придерживаясь более строгих линий и сдержанности в цветовой палитре. После путешествий по Германии и Италии с другом по группе Шмидтом-Ротлуфом он переехал надолго в Берлин.

Знакомство с участниками группы «Синий всадник» (о нем позже), влияние Сезанна и кубизма привели к появлению в творчестве Хеккеля большей жесткости, строгости и холодности цветовой гаммы и появлению «кристаллических» форм. В 1914 году Хеккель ушёл на фронт санитаром, продолжил рисовать, а в 1915 году женился. Вскоре после этого он познакомился с Бекманом и Энсором, под влиянием которых в его творчестве появилось больше реалистичности и трагизма.

До 1942 года он жил в Берлине, получив, как и многие художники того времени, обвинения в принадлежности к «дегенеративному искусству» и потеряв из-за бомбежки мастерскую. В 1944 году Хеккель перехал в Хемменхофен на юг Германии, после войны много ездил по Европе, писал спокойные и умиротворенные пейзажи и портреты, мало интересовался новыми течениями в живописи, все дальше отходя от экспрессионизма. Сам он говорил, что его «...целью всегда было рисовать естественную жизнь как таковую». Ушел из жизни Эрих Хеккель в 1970 году.

 
Самобытный мастер, имевший свой индивидуальный художественный стиль, Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmitt-Rottluff) родился в семье мельника Шмидта. Тяга к рисованию у мальчика проявилась еще в школе, часто со своим другом Эрихом Хеккелем он отправлялся в окрестности города на пленэр. Обучение в Дрезденской Высшей технической школе продолжалось всего год, он бросил учебу и целиком отдался живописи, разрабатывая свой индивидуальный стиль – слияние форм и красок в контрастном диапазоне, в чистом виде, не смешивая цвета.

 

Активное участие в работе группы «Мост» не мешало ему придерживаться своей линии в творчестве, а для выставок он решил прибавить к фамилии Шмидт название города, в котором родился, и стал подписывать свои картины Шмидт-Ротлуф. Поиски собственного стиля все чаще склоняли его к акварели, а эксперименты в живописи приводили к использованию все более упрощенных форм и усилению контрастности колора. Ранней весной 1915 года Карл ушел на фронт, в пехоту, воевал в России, благополучно вернулся с фронта в 1918 году и женился.

Он увлекся религиозными сюжетами, в которых находил освобождение от военных воспоминаний и которые помогали ему легче переносить изменения в привычном мире. Именно в 20-е годы наступил расцвет творчества Шмидт-Ротлуфа. Художник работал и жил в Берлине, но после прихода к власти нацистов обнаружил в 1937 году, что его картины и акварели появились в Мюнхене на выставке «дегенеративного искусства».

Ему запретили выставляться, выгнали с работы, а в 1943 году он потерял из-за бомбежки свою мастерскую и уехал в родной Ротлуф. После окончания войны художник вернулся в Берлин, работал профессором в Высшей школе искусств, мало интересуясь новыми веяниями, но оставаясь авторитетом и патриархом экспрессионизма для молодого поколения.

Через год к этой четверке присоединились еще несколько человек…
 


Чувства, наполняющие душу. Экспрессионизм. Часть 3

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика