Чувства, наполняющие душу. Экспрессионизм. Часть 3 | Artifex.ru

Чувства, наполняющие душу.
Экспрессионизм. Часть 3


Чувства, наполняющие душу. Экспрессионизм. Часть 1 | Часть 2

Ранее мы выяснили, почему зародилось такое направление в живописи, как экспрессионизм, а также поговорили о родоночальниках этого стиля. Более подробно узнать о жизни и творчестве Эрнста Людвига Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner), Фритца Блейля (Fritz Bleyl), Эриха Хеккеля (Erich Heckel), Карла Шмидта-Ротлуфа (Karl Schmitt-Rottluff), а также об организации группы «Мост» вы можете в предыдущих частях статьи. Сегодня же речь пойдёт о трёх других художниках, сыгравших огромную роль в становлении немецкого экспрессионизма.

 
Эмиль Нольде (Emil Nolde) − настоящее имя Ганс Эмиль Хансен, псевдоним «Нольде» происходит от названия родной деревни в Пруссии − родился в религиозной протестантской семье и вынужден был с детства много работать на ферме. Его художественные наклонности рано проявились, но после окончания школы у него не было средств на учебу. Только два семестра ему удалось прозаниматься в школе промышленного дизайна, а до этого обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника.

 

Попав в 1888 году в Мюнхен на выставку, Эмиль все свободное время тратил на музеи, потрясенный незнакомым ему миром искусства. И позже, уже в Берлине, где он работал в мастерской, проектируя мебель, он изучал искусство. Особенно молодого художника привлекали древние цивилизации, Египет и старые европейские мастера.

После переезда в Швейцарию Нольде работал в Музее промышленного дизайна, ездил в Италию и Францию, изучал творчество Дюрера, символистов, увлекался Ницше. В свободное время он создал серию почтовых открыток, которые неожиданно стали пользоваться успехом и издаваться, благодаря чему Эмиль поправил свои финансовые дела.

Нольде вернулся в Мюнхен, пытался поступить в Академию, но был вынужден учиться в частной школе. Он продолжил изучать историю живописи, особенно его привлекало творчество постимпрессионистов. В этот период он увлекся офортами и акварелью. Пожив немного в Париже и будучи человеком увлекающимся, Нольде заинтересовался творчеством импрессионистов, но все никак не мог определиться со своим собственным стилем. Под влиянием Шмидта-Ротлуфа он стал членом объединения «Мост», но через год покинул его, оставаясь свободным художником.

Основное содержание картин Нольде того времени – религиозные сюжеты, близкие и знакомые ему с детства, и пейзажи, полностью отвечающие стремлению вызвать эмоции, потрясти зрителя. Его можно назвать одним из самых типичных представителей немецкого экспрессионизма.

Еще в 1934 году Нольде вступил в НСДАП, будучи убежденным сторонником идеи превосходства немецкой нации, но это не спасло его от причисления к представителям «дегенеративного искусства» и запрета на творчество. Он писал свои акварели тайно и закапывал их в землю, всего около 1300 штук. После окончания войны и до своей смерти он написал еще около 100 картин и много акварелей.

Этот портрет неизвестной Нади был продан недавно на аукционе за 2,15 миллиона евро.

 

 

«Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод», — так писал о нем его современник, критик Вильгельм Гаузенштейн.

 
В 1906 году после знакомства с Эрихом Хеккелем к группе «Мост» присоединился Макс Пехштейн (Hermann Max Pechstein). Он родился в пригороде Цвикау в семье мастера текстильной фабрики. Сначала он учился на художника-декоратора в школе при фабрике, потом в Художественно-промышленном училище в Дрездене, а затем в Академии изучал основы декоративной и монументальной живописи.

Эти годы были очень важными для становления Пехштейна как художника: у него появилось собственное ателье, он познакомился с творчеством ван Гога, с деятельностью группы «Мост» и стал ее активным участником.

 

Его работы в импрессионистском стиле постепенно стали более яркими, сочетания красок − более резкими, цветовая гамма − более чистой. После пребывания в Париже он приблизился к манере постимпрессионистов.

Также некоторое влияние на него оказали не только работы Гогена или Матисса, но и творчество фовистов, с которым он там познакомился. Пехштейн стал востребованным декоратором зданий, к нему пришел успех как к художнику, и в 1912 году он отошёл от группы «Мост», которая ограничивала его в организации собственных выставок. Он уехал в Микронезию, подобно Гогену мечтая о земном рае. Картины и акварели тех лет не сохранились, но мы можем видеть влияние того периода в его более поздних работах.

В 1915−1916 годах Пехштейн участвовал в войне на Западном фронте, а расцветом творчества художника считаются двадцатые годы, когда его картины, сохраняя яркость и красочность, тем не менее приобретают «нервозность» композиции, внутренний конфликт, «экзальтированность» цветового решения.

В годы нацизма и войны ему, как и многим другим художникам, запретили рисовать и выставляться, 326 его картин были изъяты из музеев, а в 1944 году его дом попал под бомбежку, и большая часть картин погибла. После войны он стал профессором в Берлинской Высшей школе изобразительного искусства, его модернизм смягчился, и он работал в основном в гравюре.

 
Последним художником, вступившим в группу «Мост», был Отто Мюллер (Otto Mueller). Он родился в семье военного, с раннего детства считался трудным ребенком, плохо учился, после 8 класса бросил гимназию и стал учиться по настоянию отца на литографа в мастерской печатной графики.

Одновременно он занимался на вечерних курсах, постигая рисунок и живопись. В 1886 году Отто поступил в Академию искусств Дрездена на курс Георга Фрая. Вскоре у них с Мюллером начались разногласия и ссоры из-за постоянных замечаний профессора и неуживчивого характера молодого художника. Затем он переехал в Мюнхен и начал учиться в Академии, директором которой был Франц фон Штук, приверженец «югендстиля» (нем. Jugendstil − немецкое название стиля модерн, от названия мюнхенского журнала «Югенд»), поклонник античных ценностей в искусстве. Он не принял полное равнодушие своего ученика к этим идеалам и объявил его «совершенно бездарным». Мюллера же интересовала тема обнаженной натуры в гармонии с окружающим ее миром.

 

Присоединение Мюллера к объединению «Мост» обогатило и группу, и художника новыми идеями, образами, техникой. Навык графического мышления проявился в его живописной технике: он не грунтовал холст и использовал клеевые краски. Сюжетами его картин становились часто цыгане (существует недоказанная версия, что в роду Мюллеров была цыганская кровь), в обществе которых он находил успокоение и вдохновение. После возвращения с фронта в 1918 году Мюллер много времени проводил в цыганских таборах, кочевал вместе с ними по Венгрии и Румынии, забросив жену и друзей, никогда не интересовался политикой и жизнью общества. Двадцатые годы – расцвет его творчества, именно в конце того десятилетия были написаны его лучшие работы, в том числе и знаменитая «Цыганская Мадонна».

 

 

Уже после смерти художника его работы были признаны «расово чуждыми» и в 1937 году экспонировались на выставке «дегенеративного искусства». Этого позора ему уже не суждено было пережить. Сам Отто Мюллер говорил, что хотел «...с максимально возможной простотой выразить ощущение пейзажа и человека».

 
К 1913 году группа «Мост» распалась и прекратила свое существование, но сам экспрессионизм продолжал развиваться в разных направлениях. Некоторые художники не причисляли себя к какой-либо группе, например, Макс Бекман (Max Beckmann), мастер психологического настроения и прекрасный портретист. Или австрийский художник Рихард Герстль (Richard Gerstl), о котором говорили, что «на его портретах незримо присутствует Фрейд». Некоторые художники не сразу воспринимали новое направление в живописи, как, например, Ловис Коринт (Lovis Corinth), стиль которого только в последние годы творчества превратился в собственный вариант экспрессионизма, сочетающегося с долей импрессионизма.

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика