Для ценителей авангардного искусства Эрих Хеккель (Erich Heckel, 1883-1970) является персоной особо почитаемой. Немецкий художник был не только одним из лидеров экспрессионизма, но и стал неформальным вождем объединения «Мост», которое собрало под свое крыло самых противоречивых немецких мастеров.

 

Однако «Мост» был далеко не первым детищем живописца. Еще сидя на школьной скамье, Хеккель организовал кружок «Вулкан», в котором собрал всех рисующих и обсуждал с ними теорию искусства. Несмотря на то, что Эрих с головой ушел в творчество, он сделал «логичный» выбор и поступил в Дрезденский технический университет, где осваивал профессию архитектора. Там молодой человек впервые продемонстрировал свои незаурядные лидерские качества, нашел четырех единомышленников и выступил организатором того самого знаменитого объединения «Мост». Эрих стал единственным, кому удалось скоординировать стилевую систему группы и удержать в рамках ее стихийность.

В те годы Хеккель учился живописи по большей части самостоятельно, а формирование индивидуального стиля художника было связано с его увлечением постимпрессионизмом Сезанна и творчеством мастеров XVI века.

Особенно ярко это проявилось на картинах «Саксонская деревня» и «Кирпичный завод», выполненных то быстрыми, расплывчатыми мазками, то четкими, продуманными линиями.

 

Самые внимательные исследователи позднее подчеркивали характерную особенность манеры Эриха Хеккеля, которая не выходила за рамки догматизма - в отличие от того же Отто Мюллера.

Хеккель был в числе тех, кто декларировал одним из принципов творческого объединения «Мост» особый «групповой стиль». И он же был тем, кто более других придерживался строгости и был скуп на цветовые поиски. В первых работах художника наблюдаются типично «мостовские» детали. Эрих Хеккель писал контрастными цветами и угловатыми формами с внутренними надломами и сдвигами не только свои пейзажи, но и даже обнаженную натуру. Поэтому на картинах «Купальщицы в камышах» и «Две девушки у воды» можно без труда разглядеть пикантные женские и даже мужские образы, выполненные раздельными и динамичными мазками.

 

Параллельно Хеккель увлекался гравюрой на дереве, проявлял интерес к традиционному африканскому искусству и «золотому фонду» русской классической литературы. В попытках рассказать о любви к книгам художник написал картину «Чтение вслух», три героя которой явно увлечены какой-то вымышленной историей.

К тому времени его манера письма стала меняться. Причинами для этого послужили его контакты с представителями объединения «Синий всадник» и воздействие кубизма. Рисунок Хеккеля стал более жестким, а цвета приобрели холодность и строгость. Уроки самых именитых мастеров Эрих трактовал исключительно по-своему, и постепенно это нашло отражение в кристаллических формах картины «Стеклянный день», основная сложность которой заключается в изображении пересекающихся лучей.

 

 

Но в годы Первой мировой войны манера Хеккеля вновь претерпела изменения. В 1914 году художник добровольцем ушел служить в санитарную часть. На фронте Эрих стал свидетелем трагических событий, а близость страшной смерти, будто преследующей по пятам, пробудила в Хеккеле тягу к теплу, уюту и гармонии. Картины военного периода были наполнены пацифистским содержанием и не играли роль иллюстраций событий с фронта.

 

Художник рисовал незамысловатые пейзажи, такие как «Озеро» и «Весна», написанные в первый и последний годы Первой мировой. На этих полотнах обязательно светит солнце, цветут лужайки и все говорит о необходимости отказа от войны.

Свое же внутреннее состояние после нескольких лет службы художник изобразил в знаменитом «Автопортрете».

 

 

Затем в жизни Эриха Хеккеля начался период простой жизни между двумя войнами. Он продолжал свои искания в искусстве, успел жениться и завести несколько полезных знакомств. А уже с 1930 года для художника началось время «новой вещественности». Хеккель быстро пристрастился к столь модному в те годы стилю, за что и был причислен нацистами к представителям «дегенеративного искусства».

Примерив клеймо последователя «искусства вырождения», Хеккель приговорил себя к затворничеству в собственной берлинской мастерской. Но она была разрушена в 1944 году во время бомбардировки, и художнику пришлось переехать в Хемменхофен.

Он уже был равнодушен к новейшим течениям живописи и просто варьировал излюбленные мотивы, что и продемонстрировал при написании картины «Девушка, играющая на лютне», которая стала своеобразным творческим возвращением художника к истокам.

 

 

После Второй мировой войны Эрих Хеккель много путешествовал по Европе и писал наполненные спокойствием пейзажи, в которых всячески играл с различными мотивами и стилями.

Долгое путешествие художника по творческим просторам навсегда закончилось 27 января 1970 года в городе Радольфцель.