В 2016 году исполняется 500 лет со дня смерти голландского художника Иеронима Босха (Jheronimus Bosch), и поэтому в европейских музеях весь год пройдёт под знаком этого события. В Голландии ожидается ряд крупных выставок, посвящённых Босху. Готовятся к этой дате и в Хертогенбосе, там родился и творил Ерун Антонисон ван Акен, которого во всём мире знают под псевдонимом Иероним Босх.

В конце XIV века в Хертогенбосе поселился прадед Иеронима Босха – Ян ван Акен, торговец пушниной и домовладелец. Его потомки со временем стали купцами, ремесленниками и художниками. Деду Босха, например, приписывается сохранившаяся до наших дней роспись в церкви святого Иоанна, изображающая распятие Христа.

Точная дата рождения Босха неизвестна. Предполагают, он родился около 1450 года, а начало его творчества относят к середине 70-х годов XV века. В 1478 году Босх женился на богатой патрицианке Алейд ван Мерверме из семьи городской аристократии. В конце жизни он получал заказы от бургундского двора, что говорит о его признании современниками. В городских архивах Хертогенбоса сохранилась запись об умершем здесь 9 августа 1516 года знаменитом художнике Иерониме Босхе. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого мастера.

 
Выставка «Видения гения», Хертогенбос, с 13 февраля по 8 мая 2016.

Выставка станет главным событием в мероприятиях родного города художника. 20 картин и 19 рисунков – такое огромное количество работ Босха еще никогда не было представлено в городе, где родился и жил художник. В проекте примут участие крупнейшие мировые музеи: Лувр, Метрополитен, Прадо, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Палаццо Гримани в Венеции, Музей Бойманса - ван Бенингена в Роттердаме.

Важной частью выставки станет презентация результатов шестилетних исследований международного проекта «Босх – исследование и сохранение», в ходе которых были тщательнейшим образом изучены и отреставрированы многие работы художника.

 

 

Зрители увидят три отреставрированных работы Босха из музейных собраний Венеции: «Триптих Святой Ункумберы» («Распятая мученица»), «Триптих Святых отшельников» и серию «Четыре видения будущей жизни», представляющую в четырёх картинах наказание и вознаграждение после смерти.

 

На триптихе «Святые отшельники», который Босх написал в середине своего творческого пути, изображены три вариации этой темы.

 

 

В центральной части святой Иероним устремляет пристальный взгляд на распятие, находя в нём прибежище и спасение от сил зла, которые воплощены в руинах языческого капища, разбросанных вокруг, и в двух сцепившихся в смертельной схватке монстрах на переднем плане. На левой створке святой Антоний противостоит натиску дьяволицы, пытающейся соблазнить его. Святой Антоний – один из наиболее близких Босху святых, проведший в египетской пустыне большую часть жизни. На правой створке изображён святой Эгидий: уютно устроившись в пещере, которая служит ему часовней, он молится пред алтарём. Торчащая из его груди стрела – традиционный атрибут изображения этого святого, который спас любимую олениху, заслонив её от стрел охотников собственной грудью.

 
«Босх. Выставка столетия», Прадо, с 31 мая по 11 сентября 2016.

В «Национальном музее Прадо» (Мадрид), где хранится наиболее полное собрание произведений художника, будет представлено рекордное для Босха число работ на одной выставке – почти 50. Музеи со всего мира представят свои шедевры. В «Прадо» считают большой удачей показать на выставке триптих «Искушение Святого Антония» из «Национального музея старинного искусства» в Лиссабоне.

 

 

Этот триптих – одна из лучших работ зрелого Босха. На всех трех створках раскрытого алтаря изображены демоны, выпущенные на волю. Здесь уже нет традиционного разделения створок на рай и ад – композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Ученые по-разному объясняют значение обличий изображенных монстров. Художник достаточно подробно и близко к жизнеописанию рассказывает обо всех мучения Антония. В левой части триптиха демоны носят старца по воздуху, в правой – пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной трапезы, в центральной – нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает длинный шлейф, возможно, прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином. Однако в подавляющем большинстве демоны просто заняты своим делом – сотворением зла в этом мире, который весь — искушение.

«Сад земных наслаждений» из собрания музея – самый известный триптих Иеронима Босха, посвященный греху сладострастия.

 

 

Однако простодушие и некоторая отстраненность, с которыми трактовались отдельные фигуры на картине, а также благосклонное отношение к этому произведению церковных властей заставляют сомневаться, что триптих мог прославлять телесные наслаждения. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.

 
Команда исследовательского проекта в ходе подготовки к мемориальным торжествам обнаружила факты, свидетельствующие о том, что две важнейшие работы живописца – «Несение креста» и «Семь смертных грехов» могли быть написаны подражателями. Эти сенсационные выводы были сделаны в результате нескольких лет кропотливых исследований творчества Босха. Учёные изучали шедевры сверхсовременными методами: с помощью рефлектограммы в инфракрасном свете и цифровой макросъёмки со сверхвысоким разрешением.

 

Картина «Несение креста» в настоящее время принадлежит «Музею изящных искусств» в бельгийском городе Генте, а «Семь смертных грехов» – «Национальному музею Прадо» в Мадриде. Обе картины уже давно рассматриваются как архетипы творчества Иеронима Босха, который прославился уникальной манерой «визуализации» потусторонних обитателей (ангелов, святых, дьявольских монстров) и ужасов, основанных на библейских источниках. Директор «Музея изящных искусств» в Генте считает, что если «Несение креста» не принадлежит кисти Босха, то её написал гений, ещё более великий, чем Босх.

Картина «Семь смертных грехов» для европейского искусства XV века является одним из первых примеров жанровой живописи, поэтому Босха считали основоположником этого жанра. Однако во всех сценах земной жизни уже присутствуют непонятные сейчас элементы символики. Из центра большого круга смотрит всевидящее Око Бога, а вокруг него – грехи людские: гнев, гордыня, похоть, лень, скупость, мздоимство и зависть. Все грехи художник трактует как жанровые сценки. По сторонам этой большой композиции – изображения смерти, страшного суда, рая и ада.

Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. С конца XIX века, после длительного периода забвения, творчество Босха привлекает всё возрастающее внимание исследователей. Сейчас, как и 100 лет назад, он продолжает оставаться одной из самых загадочных и странных фигур в мировом искусстве.