Roma Aeterna – шедевры Ватиканской пинакотеки | Artifex.ru

Roma Aeterna – шедевры Ватиканской
пинакотеки

Почти каждый месяц в Москву приезжают различные выставки из других стран, среди которых особого внимания заслуживает собрание шедевров итальянской живописи. 26 ноября в Третьяковской галерее открылась «римская» часть масштабного и необычного проекта «Вечный Рим» (Roma Aeterna*). В рамках выставки представлены лучшие произведения из Ватиканской пинакотеки**.

 

«Эта выставка – вклад в отношения между нашими странами, и самое главное – это то, что оставит след в душах русских людей…», - отметила заместитель директора музея Ватикана Барбара Ятта.

Совместный проект - результат общения России и Италии и взаимодействия двух культур: московской, воплотившей «русский дух» и римской, основанной на европейских традициях. Русские живописцы XIX века часто обращались к работам итальянских мастеров, Рим для них был некой «художественной Меккой».

Куратор выставки и хранитель отдела гравюры Эрмитажа Аркадий Ипполитов вместе с директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой давали множество интервью для телевидения и радиостанций, в которых рассказывали о выставке. Искусствоведы часто проводили аналогии между двумя странами и музеями:

«…Третьяковская галерея точно так же предоставляет национальное искусство, как пинакотека — римское. Так что при всех различиях оба музея имеют между собой определенное сходство. На выставке мы сможем увидеть массу параллелей: Рим и Пинакотека очень много значили для русских художников, ватиканские картины Пуссена были более чем известны в России, многие копировались»

Ранее музеи Ватикана никогда не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений (42 полотна). В чем же уникальность этой пинакотеки?

Во-первых, представленные в экспозиции произведения создавались для папского Рима художниками, работавшими исключительно в Италии. Этот музей не похож на Лувр или Эрмитаж, где можно увидеть всемирные шедевры.

Во-вторых, каждая работа отражает не только конкретный эпизод жизни Христа или других библейских героев, полотна показывают нам вечные темы и вечные образы.

Рассказывая об экспонатах выставки, Аркадий Ипполитов отмечал:

«Это вещи, практически никогда Рим не покидающие, и мы с Зельфирой Трегуловой, когда нам удалось получить их, были абсолютно счастливы. Конечно, не всё дали по предварительному списку, но я на то и рассчитывал: самые важные вещи Третьяковская галерея, а вместе с ней Москва и Россия, получила»

 

В привезенной коллекции представлены фрагменты алтарей, произведения, выполненные темперой*** на дереве, три знаменитых ангела Мелоццо да Форли, которые, как и потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело, являются визитной карточкой музеев Ватикана. Также до 1 марта в Третьяковской галерее можно увидеть известные картины Джованни Беллини, Перуджино, Рафаэля, Гвидо Рени, Гверчино и Караваджо. Кстати, именно Караваджо Аркадий Ипполитов считает «самой грандиозной вещью, перевернувшей историю искусства».

Открывает экспозицию редчайшее произведение, чем-то напоминающее русскую иконопись – это алтарный образ Христа Благославляющего, созданный во второй половине XII века.

«Эта работа - своеобразная заставка выставки, представляющая собой произведения, которые создавались для папского Рима»,- рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

 

 

Римский мастер представил Иисуса Христа в образе Пантократора, повелителя Вселенной. Икона является аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя, хранит воспоминание о единстве христианской церкви до схизмы, то есть до ее разделения на католическую и православную, показывает прямое родство итальянского и русского искусства.

Во втором зале мы сможем увидеть главный шедевр выставки – «Положение во гроб» Караваджо. Мрак, наступивший по всей земле, расступается перед трагическим действом: пятеро кладут в каменную могилу шестого – Христа.

 

 

На картине нет ни криков, ни слёз, все участники траурной процессии в глубокой и тихой печали прощаются с Христом навек… Но уже вскоре они увидят Воскресение своего Учителя, увидят вечную Жизнь. Совсем скоро свет победит тьму.

Завершает привезенную коллекцию цикл полотен Донато Крети «Астрономические наблюдения». Необычная серия картин изображает наблюдение за Солнцем, Луной, Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном – всеми планетами Солнечной системы, которые на тот момент были известны людям.

 

Образ Вселенной, наблюдаемой в телескоп, созданный художником XVIII века, становится логическим завершением рассказа о семи веках из истории Lo Stato Pontificio***, начатого средневековым образом Христа Пантократора, повелителя Вселенной. Расположение полотен позволяет глубоко прочувствовать связь произведений. А вся экспозиция в целом символично оформлена в виде круга, что наталкивает на воспоминания о площади Святого Петра в Риме.

Осенью этого года в Ватикане пройдет «ответная», российская выставка, экспонанатами которой станут произведения русской живописи на евангельские сюжеты. В Италию отправятся 70-80 работ, среди которых будут представлены древние иконы и лучшие полотна художников XIX – начала XX века.
 


* Под названием подразумевается культурное единство, которое представляет собой Рим. Этот город объединил в единое целое различные эпохи: античность, средние века, Возрождение и барокко.

** Ватиканская пинакотека (Pinacoteca Vaticana) - один из музеев Ватикана, где собраны выдающиеся произведения живописи, основанный папой Пием VI во второй половине XVIII века.

***Темпера – краска, растертая на яичном желтке или на смеси клеевого раствора с маслом.

**** Lo Stato Pontificio – папское государство.

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика