История графики знала немало громких имен. И среди них всегда будет выделяться гениальный Поль Гюстав Доре (Paul Gustave Doré). Его иллюстрации упрочили известность десятков великих произведений, надолго пережив своего творца и не давая его славе угаснуть.

В судьбе Доре не было великих потрясений. Тем удивительнее, что художник, никогда не обучавшийся живописи, достиг таких высот в искусстве гравюры. Впрочем, и живопись прекрасно давалась талантливому мастеру – Доре обладал поразительно легкой рукой.

 

Свой путь в искусстве художник начал очень рано. Он родился в 1832 году в Страсбурге и был вторым из трех детей инженера-путейца Пьера-Луи Христофора Доре и Александрины Плюшар. Профессия отца позволяла семейству жить в достатке, и он полагал, что средний сын, подобно своим братьям, пойдет учиться в политехническое училище.

Но с самых юных лет Гюстав Доре мечтал о другом пути. В четыре года, взяв в руки карандаш, он уже не расставался с ним. В пять лет мальчик поражал точностью своих рисунков, а в десять уже создал первые иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Отец пытался отвлечь чадо от рисования, купив ему скрипку. Гюстав и здесь проявил необыкновенную одаренность: вскоре он с легкостью подбирал на слух мелодии, приводя в восторг знакомых. Но музыка все-таки не смогла «победить» живопись.

Во время одной из рабочих поездок отца, в которую Пьер-Луи взял всю семью, Гюстав, которому на тот момент исполнилось 15, пробился в редакцию «Журнал для смеха», чтобы показать свои наброски. Главный редактор Шарль Филипон сначала скептически отнесся к посетителю, но затем, рассмотрев принесенные рисунки, оценил несомненный талант их автора. Он взялся убеждать родителей Доре, что мальчику необходимо остаться в Париже. Это не сразу возымело действие. Лишь спустя несколько месяцев Гюстав с матерью вернулись в столицу, где его определили в лицей Шарлемань и в то же время приняли сотрудником в журнал Филипона с окладом 5000 франков.

В том же году Доре создал ряд сатирических рисунков, посвященных подвигам Геракла, и отнес их в редакцию. В 1847 году они были изданы Обером под названием «Подвиги Геркулеса» в виде отдельного цикла литографий. Это был первый громкий успех в жизни молодого автора.

Классического художественного образования Гюстав Доре так и не получил. Его единственным наставником в свое время был некий господин Дюбуа, преподаватель колледжа Сен-Луи. Но главным стимулом к творчеству у художника были впечатления, почерпнутые из увиденного. Долгие часы он проводил в Лувре, впитывая образы с картин старых мастеров. Должно быть, сыграла свою роль и великолепная память Доре – он рисовал, опираясь на нее, и не прибегал к помощи натурщиков.

К 1851 году отношения с журналом окончательно расстроились, и Гюстав начал работать самостоятельно. Круг тем, интересующих его, был так же широк, как и количество используемых техник. Существуют свидетельства современников, что художник делил свое рабочее время на три части: день посвящал живописи, а утром и вечером занимался графикой. Поражает также плодовитость Доре – уже к 50-м годам созданные им рисунки исчислялись сотнями.

 

В этот период он работал над заказами для дешевых изданий, параллельно рисовал иллюстрации к Байрону, делал цветные гравюры для «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле и «Озорным рассказам» Бальзака.

В 1861 году Гюстав предложил популярному парижскому издателю Луи Ашетту выпустить «Ад» Данте с его гравюрами. Ашетт был полон скептицизма, но вскоре после выхода тиража книги был вынужден признать свою неправоту: экземпляры раскупались с невероятной быстротой, несмотря на высокую стоимость. Успех этого предприятия упрочил положение Доре как ведущего парижского иллюстратора. Следующие циклы «Чистилище» и «Рай» были закончены в 1869 году.

 

Гюстав Доре почти всегда занимался несколькими проектами одновременно. В 1862 году была выпущена Библия с 238 иллюстрациями. До сих пор именно эти изображения являются одними из самых тиражированных работ Доре как гравера. Работоспособность Гюстава удивляла даже его близких. Художник Бурделен, приятель Доре, вспоминал, как тот, переходя от одного наброска к другому, за одно утро создал не менее 20 картин.

 

Личная жизнь Доре остается покрытой тайной. Существуют его ранние портреты членов семьи, матери и одного из братьев, несколько автопортретов. Есть еще одна картина, скорее напоминающая неоконченный набросок, под названием «Мадам Доре». По слухам, на ней изображена жена живописца.

 

 

Несколько лет Доре провел в путешествиях. В своей поездке по Испании он собрал обширный материал, позднее использованный для создания иллюстраций к «Дон Кихоту» Сервантеса. В этот же период он написал множество гравюр для других изданий. Среди них «Сказки» Шарля Перро, «Потерянный рай» Мильтона и «Басни» Лафонтена.

 

Последней работой Доре стал заказ на иллюстрации к «Ворону» Эдгара По. Итогом его жизни были сотни картин и акварелей. Но главным наследием Доре, несомненно, остаются его гравюры и иллюстрации. Они были опубликованы в различных изданиях более 10000 раз. Стиль Доре хорошо узнаваем, он до сих пор не перестает поражать зрителей, а сам автор по праву признан одним из лучших художников-графиков.

Поль Гюстав Доре скончался в Париже в 1882 году и был похоронен на знаменитом кладбище Пер-Лашез.