Коснуться Йоко Оно | Artifex.ru

Коснуться Йоко
Оно

Как только Йоко Оно Леннон (яп. 小野 洋子, англ. Yoko Ono) ни называли: и ведьмой, и сумасшедшей, и бездарностью… Все это не помешало ей стать известной авангардной художницей, певицей и композитором.

Главными героями ее работ становятся в основном сами зрители. Например, в инсталляции Touch me («Коснись меня») любой желающий мог выставить из отверстия в холсте части своего тела. При этом человек, стоящий на другой стороне холста, фотографировал это на Polaroid и крепил получившийся снимок на стену. Под своими изображениями можно было оставлять комментарии.

 

 

Постоянной темой инсталляций и перформансов Йоко Оно становится абсурдность и шаткое равновесие нашего мира. Йоко не просто наглядно демонстрирует эти тонкие вещи, она критично подходит ко многим проблемам − все ее искусство тесно переплетено с общественной деятельностью.

Инсталляция Touch me — очень медитативный проект. Он оживает на глазах только через тактильное взаимодействие со зрителями. В них художница видит равноправных партнеров, которые помогают ей творить. Зрители приглашаются к созиданию, они должны что-то предпринять, а не быть просто зрителями. Здесь нет концентрации на готовых объектах.

 

 

«Мы все проверяли фотографии. Кто-то сказал, что видел на них что-то неприличное… Но мы не нашли, видимо, это был просто слух. Правда, нашли фотографию красивой груди. Большинство же из нас, включая меня, просто выставили из отверстий руки», — вспоминает Йоко.

Художница призывает встряхнуться, почувствовать свою ответственность за происходящее, переосмыслить, как наши поступки влияют на текущую ситуацию. Такой простой акт, как выставление из куска ткани частей своего тела, содержит в себе намёк на изоляцию от общества, воздействие мнения окружающих, уязвимость индивида.

После выставки стена с фотографиями, напоминающими отрубленные части тела, разбросанные по всему метафорическому полю боя, выглядела впечатляюще. И не суть, чем была навеяна данная задумка: личными проблемами старения и умирания или современным состоянием мира.

 

 

Вот уже больше сорока лет работы вдовы Леннона бросают вызов категоризации, существующей между музыкой, кино и арт-объектами. В качестве одного из первых концептуальных художников Оно пересмотрела и отчасти стерла границы между перформансом, феминистским искусством и многим другим. А главное, ее творчество заявляет зрителям прямо и смело, что им «запрещено НЕ участвовать».

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подписаться на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика