Титаны против морских черепах | Artifex.ru

Титаны против морских
черепах

В настоящее время в сфере изобразительного искусства в Китае жизнь бьет ключом: появляются новые имена, работы уже признанных китайских мастеров устанавливают рекорды на аукционах, открываются галереи… Прошло 25 лет с первых выставок китайских авангардистов, и искусство Поднебесной вышло на мировой уровень. Можно, конечно, много говорить о его качестве, но факт остается фактом: современное искусство Китая сейчас представлено и на международных аукционах, и в крупнейших галереях мира.

Среди наиболее значимых художников в современном китайском искусстве можно выделить две основные группы: «Четыре титана» (四大金刚) и «Четвёрка вернувшихся на родину» (四大海归). Последних часто называют «морскими черепахами» (海龟), нарочно заменяя омофоном слово 海归 (вернувшиеся из-за границы).

 
Первую группу составляют художники, которые добились успеха в Китае. Работы именно этой четверки пользуются особой популярностью на аукционах:

Ван Гуанъи (王广义),

 
Чжан Сяоган (张晓刚),

 
Фан Лицзюнь (方力钧)

 
и Юэ Миньцзюнь (岳敏君).

 
Вторую группу, «Морских черепах», представляют четыре китайских художника, которые в 90-е годы уехали из страны. Признания они сначала добились за рубежом:

Хуан Юнпин (黄永砯),

 
Сюй Бин (徐冰),

 
Цай Гоцян (蔡国强),

 
Гу Вэньда (谷文达).

В последние годы они все чаще появляются в Китае.

В творчестве «Титанов» и «Черепах» много различий, но почва, на которой формировалось сознание художников, общая. Если изучить и проанализировать развитие этих двух групп, их эстетические представления и сходство, то можно не только спроецировать ситуацию в сфере изобразительного искусства в Китае, но и спрогнозировать его путь в будущем.

Во-первых, они относятся к поколению художников движения «Новая волна 85 года» (八五新潮). С началом реформ 80-х годов происходили изменения не только в экономике страны, но и в искусстве. В результате в 1985−1986 годах по всей стране стали создаваться сообщества художников-авангардистов. За два года было создано 79 (!) групп, в которых участвовали 2250 художников. Было проведено 149 коллективных выставок. Движение достигло пика своего развития в 1989 году, когда власти закрыли выставку молодых художников в Пекине, на которой были представлены работы со всей страны.

Говоря о движении, можно выделить два основных концептуальных подхода, которые исповедовали китайские авангардисты. Первый из них включал рационалистическую живопись (理性绘画) и дзен-дадаизм. Крупнейшими творческими группами рационалистов были «Северная арт-группа» (北方艺术群体) из Харбина, «Красная бригада» из Нанкина и ханчжоуский «Пруд» (池社). Дадаистов представляла группа «Сямыньские дадаисты» (厦门达达) и «Красный юмор» (红色幽默) из Ханчжоу.

«Северная группа», чьим представителем был Ван Гуанъи, испытала огромное влияние утопических ценностей немецких философов. Их искусство было направлено на формирование новых идеалов, необходимых после разочарования в «Культурной революции». Название группа получила не из-за своего географического местоположения, как может показаться на первый взгляд. Оно связано с идеей новой культуры, «северной цивилизацией», которая должна прийти на смену распадающимся культурам Запада и Востока.

Одним из основателей «Сямыньских дадаистов» был Хуан Юнпин, а Цай Гоцян – ее участником. Они сформировали новое течение, так называемый дзен-дадаизм, обнаружив сходство в философиях дзен-буддизма и дадаизма: оба признают, что существование истины невозможно.

Второе направление сформировалось в юго-западном регионе Китая, в провинциях Юньнань и Сычуань − менее развитых в индустриальном плане, а значит, более близких к природе. Кроме того, в западной части Китая проживает огромное количество малых народностей, которые сохранили свои культурные особенности и уклад жизни. Этот подход, получивший название «Течение жизни» (生命之流), проповедовал свободное выражение чувств и переживаний.

Одной из самых влиятельных групп стала «Юго-западное сообщество» (西南艺术群体). Один из постулатов группы заключался в том, что искусство должно в первую очередь трогать душу, а не поражать глаз. Одним из ярких представителей этой группы является Чжан Сяоган.

Различия между группами начинают появляться в период проживания некоторых художников за рубежом. Западная культура, образ жизни, представления о значении современного искусства – все это накладывает огромный отпечаток на художников и, естественно, находит отражение в их творчестве. Творчество «титанов» почти всегда ограничено рамками станкового искусства (架上艺术). Конечно, у Ван Гуанъи и Юэ Миньцзюня со временем появились и скульптуры, но мышление и форма выражения практически не отличается от традиционного искусства, не несут никакой особой идеи. В то время как у «черепах» основной формой творчества стала инсталляция (装置艺术) и другие формы мультимедийного искусства. Конечно, иногда они возвращаются к традиционной живописи, но в абсолютно ином контексте.

Причины различий форм выражений «титанов» и «черепах» также связаны с условиями, в которых художники формировались и развивались. В начале 90-х современное искусство Китая существовало в условиях сопротивления мнению большинства, когда движения художественных сообществ постепенно сходили на нет. Авангардное искусство постоянно находилось в пограничном состоянии: от индивидуализма и мизантропии к общественному сознанию. Искусство постепенно стало для художников способом существования и самовыражения. А станковое искусство, подразумевающее индивидуальный труд, вполне сочеталось со стремлением к обособленности, непохожести. Хотя первые инсталляции появились в Китае еще в 80-е годы, но из-за непонимания и нехватки площадок для выставок они не получили должного развития. Однако на Западе инсталляции и концепт являются наиболее распространенной формой современного искусства − вполне естественно, что уехавшие на Запад китайские художники получили больше возможностей для развития в этой сфере.

Причиной формирования различий между «титанами» и «черепахами» является рыночный фактор. Основные покупатели «титановых» работ — разбогатевшие китайцы, чьи представления о произведениях искусства весьма традиционны. Инсталляции абсолютно не вписываются в мир китайских коллекционеров. В то время как на Западе коллекционеры имеют иные представления о ценности произведений искусства (его смысловое значение, идеи, концепции), а работы «морских черепах» во многом соответствуют их критериям выбора. Поэтому лишь в США и странах Европы Цай Гоцян, Гу Вэньда и другие получили возможность раскрыться.

Однако в настоящее время некогда уехавшие художники все чаще возвращаются на историческую родину. Их возвращение, во-первых, связано с изменением представлений о современном искусстве в китайском обществе. У них появился свой зритель. С другой стороны, несмотря на их популярность в западных странах, им также необходимо признание и в родной стране (которая, кроме того, стала мировой державой), тем более что сейчас она чаще встречает их с распростертыми объятиями.

Говоря о перспективах развития, можно выделить несколько основных тенденций. Во-первых, все больше добившихся на Западе художников будет возвращаться в Китай. Сейчас именно родная страна предлагает им перспективы развития. А мировое признание гарантирует, что многие, некогда закрытые, двери им позволят открыть (конечно, при соблюдении правил «политической безопасности»). Во-вторых, возвращение «черепах» скажется и на формировании современного искусства в Китае. Их альтернативное творчество позволит расширить рамки сознания как коллег, так и простых обывателей. В-третьих, в ближайшие несколько лет придет новое поколение современных китайских художников с иным мировоззрением, впитавшее в себя особенности тех и других.

Наш канал в Telegram
Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика