Андалузский пёс Луиса Бунюэля | Artifex.ru

Андалузский пёс
Луиса Бунюэля

Итак, какова формула создания идеального фильма? Увлекательный сюжет, знаменитые актеры, полная логическая связанность эпизодов, качественные съемки и прекрасное музыкальное сопровождение. Луис Бунюэль (Luis Buñuel) перевернул представление о «правильном» кино. Его фильм «Андалузский пёс», снятый в далекие 1920 годы, стал своеобразным эталоном сюрреалистического синематографа.

Взять сюжетную линию и… заменить сновидениями, родившимися в головах авторов: Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля. Отбросить всякую логику, взамен этого наполнив картину яркими образами, напоминающими что угодно и ничего одновременно. Убрать всё, оставив лишь движущееся изображение.

Гротескное восприятие всего, что находится вокруг нас. Образы, которые могут привидеться только в бреду. Извращенное понимание действительности. Господа-сюрреалисты попытались открыть свой мир непросвещенному народу. Вот мы видим странную сцену, где мужчина разрезает женщине глаз острой бритвой. Посреди оживлённой улицы лежит ужасающая отрубленная кисть, из которой бесконечным потоком ползут муравьи. А в соседнем доме молодой человек, тянущий за собой рояль, священников и двух ослов, подбирается к даме.



 
Ну что же, заглянем в самые глубины кроличьей норы, ведущей по закоулкам сюрреалистического и абстрактного киноискусства.

Представим себе такую картину: вечер, Дали и Бунюэль распивают бутылку хорошего вина. Вдруг одному из них в голову приходит мысль снять фильм, да не простой, а созданный из сновидений. А с чего же начать? «Моя подруга любит нежность легких разрезов скальпеля на выпуклости зрачка», – ни с того ни с сего тихо произносит художник. Иллюстрация этой фразы и становится начальной сценой «Андалузского пса».

Быстрая смена кадров и сюжетов, плавное перетекание одного образа в другой, присутствие абсолютно невозможных событий – в результате фильм становится похожим на настоящее сновидение. Не зря же авторы, создавая сценарий (да-да, он тоже существует и даже находится в свободном доступе), стремились добавить в него абсолютно всё, лишь бы оно не имело никакого смысла.

Однако вспомним Зигмунда Фрейда, который исследовал подсознание человека и его сны:

«Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет»

И действительно, копнув чуть глубже, можно увидеть желание и вожделение, любовь и ненависть, а также главную тему всего сущего: жизнь и смерть.

В 1960 году у «Андалузского пса» появляется саундтрек. Музыка из оперы «Тристан и Изольда» и два аргентинских танго смогли создать неповторимую атмосферу легкости и загадочности. К слову, композиции появились ещё в дни премьеры. Они исполнялись на граммофоне, стоящем сбоку от экрана.

Несмотря на все опасения авторов (в день первого показа они набили свои карманы камнями, чтобы отбиваться от возмущенной публики), «Андалузский пёс» оставался в прокате восемь месяцев. Многие зрители пытались найти в нём скрытые послания, смысл жизни, сюжет… и до сих пор ведут споры: гениальна картина или чудовищна.

Фильм оставил свой отпечаток и на героях. Исполнители главных ролей, спустя некоторое время, покончили с собой. Пьер Бачефф принял чрезмерную дозу снотворного, вызвавшую смерть, а Симону Марейль поглотил огонь.

В любом случае фильм никого не оставит равнодушным (не зря же изначально он задумывался как провокация). Бунюэль и Дали добились своего! Поэтому откиньтесь в любимом кресле, сделайте глубокий вдох и… выключите мозг. Ваши глаза и ощущения сделают всё за вас.

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика