Искусство в кино: почему режиссеры любят снимать фильмы о художниках | Artifex.ru

Искусство в кино: почему режиссеры любят
снимать фильмы о художниках

Фильмы о художниках далеко не всегда имеют широкую зрительскую аудиторию и приносят большую прибыль в прокате. Но они все равно продолжают появляться, а некоторые даже становятся хитами.

 

Создание фильма об искусстве всегда требует больших затрат, но, несмотря на это, недостатка финансирования этой области кинематографии не наблюдается. Примером тому - нью-йоркский кинофестиваль Трайбека этого года, на котором были представлены сразу несколько фильмов об искусстве и художниках. Многие вскоре будут показаны в различных кинотеатрах Манхэттена.

Один из них - «Женщина в золотом» (Woman in Gold). Это история о том, как еврейская семья пытается вернуть себе ценности, отобранные нацистами. Среди них - полотна Густава Климта (австрийский художник начала ХХ века, основоположник модерна в австрийской живописи, ред.). Фильм вышел в прокат в прошлом году и уже собрал 33 миллиона долларов. Это подтверждает негласное правило: если предмет искусства ценен, похищен или имеет какую-то драматическую историю, то фильм о нем непременно найдет свою аудиторию и сниматься в нем будут известные актеры. В «Женщине в золотом» зрители имеют возможность встретиться такими именитыми актерами как Хелен Миррен (Helen Mirren) и Райан Рейнольдс (Ryan Reynolds).

Популярность фильмов об искусстве люди, причастные к нему, объясняют по-разному. По мнению Карен Купер (Karen Cooper), директора Film Forum, одного из самых известных в Нью-Йорке кинотеатров, фильмы об искусстве привлекательны для зрителя тем, что «художники ведут интересную жизнь». В ее кинотеатре демонстрируются фильмы об Еве Гессе (Eva Hesse) (американская художница и скульптор-абстракционист, ред.), Роберте Франке (Robert Frank) (современный американо-швейцарский кинорежиссёр, оператор, один из крупнейших фотографов второй половины XX века, ред.) и коллажисте Розамунде Парселл (Rosamond Purcell). Тем не менее, Карен утверждает, что несмотря на большое количество киноновинок об искусстве, от некоторых из них она предпочитает отказываться.

А Крис Тиринк (Chris Teerink), немецкий режиссер, снявший документальную ленту о Соле Левитте (Sol LeWitt) (американский художник-минималист, ред.), считает, что «…искусство – это красота, а фильмы об искусстве дают возможность эту красоту изучить, и если повезет – то и самому приложить к ней руку».

Ларри Уорш (Larry Warsh), коллекционер и продюсер документального фильма «Ай Вейвей: Никогда не извиняйся» (Ai Weiwei: Never Sorry), видит причину в том, что в наше время значительно возрос спрос на предметы искусства. Он говорит: «В отличие от коллекционирования, массовым занятием всегда было созерцание предметов искусства. И до нынешнего времени я никогда не видел такого стремления покупать предметы искусства». Знаменитый коллекционер считает, что появление такого большого числа фильмов о художниках и картинах – это закономерно: «Снимать такие фильмы – все равно, что представлять зрителям огромный и яркий каталог с привлекательными картинками».

Более молодую аудиторию привлекают фильмы о художниках-бунтарях. Так считает Ричард Абрамовец (Richard Abramowitz), продюсер, представивший публике фильм «Выход через сувенирную лавку» (Exit Through the Gift Shop). Главный герой, и он же режиссер ленты – представитель андерграунда, уличный художник Бэнкси. Кто он – доподлинно не знает никто, так как загадочный творец никогда не показывался на публике. Но его картина собрала в прокате 3.3 миллиона долларов. И Абрамовец уверен, что «именно таинственность автора помогла фильму привлечь к себе внимание».

Ричард Лорбер (Richard Lorber), главный дистрибьютор фильмов об искусстве в США, выпустил киноленту «Мельница и крест» (The Mill and the Cross) по мотивам полотна «Путь на Голгофу» Питера Брейгеля. Ее прокат тоже значительно пополнил кассу – это почти половина всей нью-йоркской киновыручки. Лорбер также приобрел права на фильм «Иероним Босх: вдохновлённый дьяволом» (Hieronymus Bosch: Touched by the Devil) и «Времена года в Кенси: 4 портрета Джона Берджера» (The Seasons in Quincy: Four Portraits of John Berger), где героиня Тильды Суинтон отправляется в Альпы, в дом некогда известного критика и художника, который живет в уединении.

Снимая фильмы об искусстве, режиссеры стремятся использовать технические инновации. Крис Теринк (Chris Teerink), работающий над 3D-фильмом о фотографе XIX века Эдварде Мейбридже (Eadweard Muybridge), считает, что «…если люди заплатили за билет, то создатели фильма должны обеспечить им зрелище, которое они не получат дома на маленьком экране своего телевизора».

 
А теперь о фильмах об искусстве, которые уже заинтересовали многих

The Banksy Job

Режиссеры: Ян Родерик Грей (Ian Roderick Gray) и Дилан Харвей (Dylan Harvey).

Эта криминальная лента основана на реальных событиях. Герой сюжета – жуликоватый и необразованный арт-дилер Энди Линк, который со своими приятелями пытается украсть одну из скульптур андерграундного художника Бэнкси и затем потребовать за нее выкуп. Линк – бывшая порнозвезда, сам себя провозгласивший арт-террористом. Он собирается присвоить себе не только работу Бэнкси, но и его славу. Прототипу главного героя не удалось посетить премьеру фильма, так как американское правительство отказало ему в выдаче визы.

 
Burden

Режиссеры: Ричард Дьюи (Richard Dewey) и Тимоти Маринан (Timothy Marrinan).

Имя Криса Бурдена стало широко известно в 1971 году, когда он впервые представил серию весьма провокационных перформансов. В каждом сюжете обязательно была сцена, где он наносит себе физический вред. За сорокалетнюю карьеру в искусстве Криса поджаривали на электрическом стуле, расстреливали, распинали на багажнике «Жука» и т.д. Лента дает возможность зрителям совершить путешествие по страницам эпатажного творчества этого невозмутимого человека.

 
Maurizio Cattelan: Be Right Back

Режиссер: Мора Аксельрод (Maura Axelrod).

Представитель сатиры в мире искусства, самоучка Маурицио Каттелан, прославился благодаря своим полушуточным, полукощунскими скульптурам. Среди них Папа Римский, пришибленный метеоритом, Гитлер, с виноватым видом стоящий на коленях и т.д. Для ретроспективы своих работ Каттелан подвесил их под потолком музея Гуггенхейма. Скорее скрытный, чем застенчивый, он не ищет славы и даже на интервью посылает своих двойников. Но это не мешает его работам с успехом продаваться. Документальная лента исследует феномен изобретательности Каттелана в вопросах коммерции и аудиторию, которую привлекает его творчество.

 
The First Monday in May

Режиссер: Эндрю Росси (Andrew Rossi).

Эта блистательная лента – замечательный кинодокумент, на котором запечатлен процесс подготовки нью-йоркского музея Метрополитен к выставке China Through the Looking Glass. Зрителям представляется уникальная возможность понаблюдать за дебатами о том, является ли мода искусством, и стать свидетелями помпезного торжества по случаю открытия экспозиции.

 
Eva Hesse

Режиссер: Марси Биглейтер (Marcie Begleiter).

Ева Гессе впервые привлекла к себе внимание, когда на обложке журнала Seventeen появилась ее фотография. Девочка-тинейджер с фотографии прожила всего 34 года, но за этот недолгий срок прошла интересный творческий путь. Созданные ею скульптуры бросают вызов самому понятию массы и объема. Документальный фильм рассказывает о ее короткой, но яркой жизни, времени, в котором она жила и о мире искусства, который был совсем непохож на тот, который мы видим сегодня.

 
Art Bastard

Режиссер: Виктор Канефски (Viktor Kanevsky).

Роберт Синеделла, преподаватель лиги студентов-художников, стремится быть знаменитым, но все еще неизвестен за пределами своего круга общения. Первые пятнадцать минут его славы пришлись на время всплеска популярности Поп Арта. Правда, были еще вторые 15 минут, когда он под влиянием своих наставников, Георга Гросса и Джеймса Энсора, создал несколько фресок для ресторана Le Cirque в Нью-Йорке. Фильм представляет собой обвинение, брошенное художественному миру.

 
Hockney

Режиссер: Рэндалл Райт (Randall Wrigh).

Однажды Дэвид Хокни, светловолосая надежда свингующего Лондона, покидает Англию ради калифорнийского солнца, которое впоследствии изменяет все его творчество. Эта документальная лента прослеживает путь художника из Британии в Нью-Йорк и Лос-Анджелес, а затем обратно в родной дождливый Брэдфорд. Действие фильма сопровождается разговорами об искусстве, фотографии, любви и потерях.

 
Everybody Knows… Elizabeth Murray

Режиссер: Кристи Зиа (Kristi Zea).

Этот фильм - дебют Кристи Зиа в жанре документального кино. Он стал своеобразным осмыслением жизни художницы Элизабет Мюррей, которая занималась искусством и воспитывала детей в мире, которым правят мужчины. Кристи объясняет, что сама встала за камеру, чтобы лучше понять, каково это: быть одновременно матерью, женой и успешным художником.

По материалам theartnewspaper.com

Наш канал в Telegram
Навигация по сайту
Подписаться
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Рассказать об этом

Не забудь поделиться понравившейся статьёй с друзьями

Яндекс.Метрика