Неоэкспрессионизм Жана-Мишеля Баския | Artifex.ru

Неоэкспрессионизм Жана-Мишеля
Баския

«В истории искусства ещё не было стоящего чёрного художника, ты это знаешь?»

© Жан-Мишель Баския. Из фильма «Баския»

Человек, который жил в картонной коробке, рисовал соусом на столе и принимал мир с непосредственностью ребёнка. Всего лишь протеже Уорхола или гениальный художник? Мастер дешёвого эпатажа или личность, отзеркаливающая мир по-своему?

Если вас возмущали картины Ротко и Поллока, то вы ещё не знаете истинного возмущения. Позвольте представить вам работы Жана-Мишеля Баския (Jean-Michel Basquiat). Этот чёрный художник знает толк в настоящей провокации. Почему? Потому что это его образ жизни, а не внешняя декорация. Почему же работы этого художника, напоминающие каракули обиженного ребёнка, стали хитами арт-листа Нью-Йорка 80-х?

Этот секрет раскрывает киношный Жан-Мишель. В самом начале фильма «Баския» он говорит:

«Сколько времени нужно, чтобы прославиться? Четыре года. Шесть, чтобы разбогатеть. Сначала нужно соответствующе одеться, потом общаться со знаменитыми людьми. Но, кроме этого, нужно делать свою работу. Нужно выработать свой стиль, чтобы люди узнавали тебя и ни с кем не путали. Когда станешь знаменитым, нужно продолжать в том же духе, даже если это тебе наскучит»



Впрочем, вся биографическая драма «Баския» режиссёра Джулиана Шнабеля (Julian Schnabel) подтверждает слова героя. О чём это кино? О творческом пути художника, о его причудах, женщинах, слабостях и успехе. Фильм неторопливо знакомит зрителя с историей чёрного задиры. Непринуждённо, будто между прочим рассказывая о различных геометрических графиках его жизни. Молодой, дерзкий, без комплексов и предрассудков – таким изображает художника режиссёр. Вот он невозмутимо вылезает из своего временного бумажного жилища, вот разрисовывает странными кляксами всю одежду своей девушки, а вот играючи знакомится с иконой поп-арта – Энди Уорхолом.

В полном ассортименте в фильме представлены картины художника. Вы сможете проследить процесс создания шедевра, рассмотрите все мельчайшие детали и убедитесь в том, что техника исполнения была совершенно незамысловатой. В ход шли все подручные средства и краски. Если таковых не было – Баския заменял их обычным соусом для еды. Все персонажи картин Жана-Мишеля нарисованы очень схематично и примитивно. Но на этот ваш немой вопрос в фильме уже есть ответ.

- Почему люди нарисованы так грубо? – спрашивают художника.
- Потому что люди грубы. Я знаю мало хороших людей, – философски отвечает тот.

Стоит обратить внимание на то, что главные роли в фильме исполняют известные актёры. Баския сыграл Джеффри Райт, Уорхола – Дэвид Боуи, а Альберта Мило – Гэри Олдмен. Интересно, что прототипом последнего из названных героев оказался сам режиссёр.

Эта драма уже успела закалиться временем – она вышла на экраны в 1996 году. Джулиан Шнабель многим известен по другому культовому фильму, снятому позже: «Скафандр и бабочка» (за который он получил «Золотой глобус» и «Золотую пальмовую ветвь» как лучший режиссёр в 2007-2008 годах, а также приз зрительских симпатий за лучший европейский фильм на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне в 2007 году). Те, кто не смотрел это кино, возможно, узнают Шнабеля по ещё одной знаковой работе – «Пока не наступит ночь».

Но вернёмся к личности самого Баския. С детства он свободно говорил на французском, испанском и английском. В юности был исключен из школы, а позднее прославился как граффити-райтер. Если вы когда-либо слышали о неком SAMO, то поздравляем – вы знаете второе имя нашего героя. С 17 лет он подписывал свои странные уличные картины именно так. Впрочем, странные или нет, но произведения художника до сих пор пользуются ошеломляющим успехом. 16 мая 2013 года полотно «Затуманенные головы» было продано за 48,8 млн$ на аукционе в Нью-Йорке. Почти 50 миллионов долларов! Ваш пятилетний сын рисует лучше? Вполне возможно. Но теперь попробуйте продать его творчество за такую же сумму.

Всё творчество Жана-Мишеля принято делить на три периода: с 1980 по 1982 (скелеты и маскообразные лица), с 1982 по 1985 (тема Гаити) и с 1986 по 1988 (новая манера, на которую критики до сих пор вешают разные ярлыки). Кстати, с Энди Уорхолом, которому Баския и обязан своим триумфом, чернокожий провокатор познакомился в 1982 году. А уже через четыре года лицо скандального художника украшало обложку The New York Times.

Говорят, что в картинах Баския есть бешеная энергия и тёмная сила саморазрушения. Но посмотрите на этого милого героя: в одноимённом фильме он изображён странным, неприспособленным к жизни, инфантильным и чертовски обаятельным парнем. На протяжении всей ленты он эксперементирует. Кстати, даже смерть настоящего Жана-Мишеля была тем же экспериментом: он умер от смешения двух видов наркотиков. Видимо, ему было слишком интересно, что бывает в этом случае. Ответ мы видим: бывает смерть. Интересен тот факт, что художника можно причислить к легендарному «Клубу-27». Это не коммерческое объединение, а отряд легендарных самоубийц. В него входят в основном музыканты: Курт Кобейн, Джим Моррисон, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин и другие. Поклонники этих культовых личностей даже придумали некий девиз: «Живи быстро, умри молодым».

Можно долго пересказывать биографию Баския, которую вы и сами узнаете, посмотрев кино. А можно сообщить некоторые интересные факты о жизни гения. Например, что все свои картины он рисовал в очень дорогом костюме от Armani и в нём же выходил в свет. Молодого человека не смущали пятна краски и подтёки на ткани пиджака и брюк. А ещё одна культовая певица нашего времени может похвастаться былым романом с чернокожим артистом. Вы наверняка очень удивитесь, когда узнаете, что её зовут...Мадонна! Да-да, в конце прошлого века у неё были отношения с этим человеком. Правда, никаких памятных сувениров в виде многомиллионнных картин у неё не осталось: при расставании Баския заставил девушку вернуть все свои разрисованные холсты. После чего... закрасил их чёрной краской.

Часто на лекциях по искусству говорят, что после «Чёрного квадрата» Казимира Малевича стало можно рисовать абсолютно всё. На примере творчества Баския можно наглядно иллюстрировать эту фразу. Кстати, сам Жан-Мишель говорил:

«Не важно, как стараешься. Важно, сколько получаешь»

Исчерпывающе, не правда ли?

Меню
Обратная связь

Указывай адрес почты, по которому с тобой действительно можно связаться, иначе мы не сможем тебе ответить.

Подпишись на автора статьи

Мы любим искусство и стараемся находить для наших читателей всё самое интересное. Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора

Яндекс.Метрика