Произведение для эстетов, кино не для всех, деликатес для гурманов – так можно охарактеризовать этот фильм. Калейдоскоп парадоксов, цепь превращений и меняющаяся реальность – вот его основные особенности. Фильм «Пробуждение жизни» (Waking Life), известный в России как «Жизнь наяву», заслужил признание истинных ценителей по всему миру.

Это кино напоминает тетрадь с конспектами по литературе, истории искусств и философии, такую, что обычно носят на занятия парни: одну для всех лекций. Если листать эту «сборную солянку», бегло прочитывая куски текста, в сознании выстроится поток из фрагментв разных наук и теорий, как в этом фильме. Политика, теология, право, искусство – все под одной обложкой. Сартр, Ницше, Кастанеда, Хаксли – на соседних страницах.

 



 

Необычный фильм снял человек по имени Ричард Линклейтер (Richard Linklater). Он работал над ним два года. Сначала режиссёр задействовал в съёмках живых актёров, а затем, с помощью тридцати(!) аниматоров, превратил его на компьютере в подобие сюрреалистичного мультика, наложив специальные видеоэффекты. Зачем? Потому что по сюжету фильма главный герой спит и видит сон, а наши сны, как правило, отличаются некой размытостью сюжета и часто несуразностью. В «Пробуждении жизни» всё шатается, трясётся, ощущение, что взгляд то и дело теряет фокус. За счёт необычной прорисовки героев и деталей создаётся полное ощущение нереальности происходящего. Это кино нельзя назвать ни фильмом, ни мультиком – так тесно они переплетены.

О чём этот фильм? Какой у него сюжет? И в чём, собственно, его «фишка»? Главный герой встречает разных людей: от профессора университета до обычного парня с улицы, все они рассуждают о смысле жизни, религии, философии, эзотерике, реинкарнации, науке и искусстве. Молодой человек внимательно слушает эти монологи и перелетает из дома в дом, с одной встречи на другую. В один момент он понимает, что всё это - сон, из которого не получается выбраться. И все же предпринимает различные попытки, а потом начинает сам управлять этой ненастоящей реальностью. Вообще, «Пробуждение жизни» можно назвать пособием по технике осознанных сновидений. Вы пробовали хоть раз проснуться во сне? Если нет, посмотрите фильм и напиши для себя мысленный конспект.

Путешествие героя начинается с аэропорта, что очень символично: кажется, что он из реальности постепенно передвигается в иной мир: всё глубже и глубже погружается в бездну сна. А везёт его в город странный человек, рассуждающий о вечном. «Представь, что ты приходишь на эту планету с коробкой карандашей. Может быть, тебе достанется пачка из восьми карандашей, может из шестнадцати. Но от тебя зависит, как ты используешь цвета, которые у тебя есть. Не бойся выйти за пределы линии. Я говорю — закрашивай всё!», — требует он, крутя баранку фантастической машины-лодки. «Самая худшая ошибка, которую ты можешь совершить — это думать, что ты живешь, пока ты просто спишь в зале ожидания жизни», — продолжает «таксист». И с этих минут вы вдруг понимаете, что столкнулись с действительно стоящим произведением, в котором глубинного смысла больше, чем вам откроют на факультете философии.

На фестивале в Венеции в 2001 году «Пробуждение жизни» получил награду за лучший фильм, а в 2002 – приз американских критиков за лучший экспериментальный фильм.

Эзотерическая притча, вопросы и ответы, череда странных, казалось бы, не связанных между собой кадров – кому-то это всё может показаться слишком заумным, скучным и странным. Некоторые даже советуют смотреть эту сюрреалистическую картину по 15-20 минут, делая паузы для «переваривания чужих умных мыслей». А кто-то получает несравненное эстетическое удовольствие, ныряя в этот удивительный фильм с головой, как в собственный сон.