Этот фильм взбудоражил все СМИ, можно сказать, бросил вызов всем режиссёрам и операторам и, возможно, даже открыл многим глаза на смысл жизни. Как прекрасно, что изобрели кино – теперь все те, у кого нет денег на кругосветное путешествие, могут за полтора часа получить самые яркие впечатления о мире. Это как концентрированный сок, только не из фруктов, а из «красот» Земли. Путешествие будет безопасным, позволит увидеть те места, до которых не добраться даже самому опытному путнику, а главное – оно станет невероятно захватывающим.

Двадцать пять стран, пять континентов, 70-миллиметровая плёнка и пять лет съёмок – фильм «Самсара» («Samsara») не сможет оставить равнодушным самого пристрастного зрителя.




Самсара – это непрерывный поток, цикл жизни, рождения, смерти, перерождений. Он показывает связь человека с природой, его взаимодействие с большим городом, здесь хаос идет рука об руку с гармонией. Мы узнаем много интересного об Азии, Европе, Америке, Африке и о Ближнем Востоке. Создатели «Самсары» несколько лет договаривались о съёмках и в Северной Корее, но, к сожалению, тоталитарное правительство этой страны так и не дало своего согласия.

Режиссёр этого чудесного фильма – Рон Фрике, известный публике по произведениям «Барака» и «Хронос». Композитором выступил Майкл Стернс, который писал саундтрек уже после монтажа, вопреки собственным правилам. Бюджет фильма – 4 миллиона долларов, а слоган – «Целый мир твоими глазами». В «Самсаре» даже титры несут особый смысл, важный для восприятия картины.

 

Потоки лавы и маски фараонов, трущобы и горные вершины, пластиковые куклы и заготовка мяса, первые лучи солнца и непроглядная тьма – в этом фильме есть всё. Земля крутится вокруг своей оси, а человечество – вокруг своих бесконечных ошибок. Вечное движение звездного мира и людей, стихий ветра, огня и воды… Плавная панорамная съёмка и эффект ускорения при монтаже позволяет создать ощущение контраста, противоречия. «Самсара» показывает лишь то, что действительно имеет значение. После просмотра понимаешь, что мы все – маленькие винтики в машине по уничтожению природы и себя самих. Мы живём в хаосе, когда рядом есть нирвана. Мы убиваем, когда всё вокруг дышит жизнью. Шокирующие кадры, атмосфера ужаса но при этом неугасающая надежда – это всё про «Самсару». Операторы всего мира бьются за уникальные кадры, а здесь уникален каждый кадр.

«Самсара» рассказывает, насколько может быть разной красота. То, что дикость для одних – норма для других. Всё зависит от конкретной страны, ее культуры, религии, традиций и самого человека. Зритель «растворяется» в эпизодах, то и дело проводит параллели с самим собой. Да, временами фильм неприятен: провокационная смесь ужаса и восхищения, конвейер из людей и животных, свалка большого города на фоне тысячи жадных ртов и рук. Но это жизнь, и фильм показывает её как есть, порой в самом неприглядном виде.

«Самсара» может быть тяжелой для восприятия, потому что за полтора часа в ней не произносят ни единого слова, не дают ни малейшего комментария. Но как раз именно поэтому, фильм понятен и доступен для всех. Не требуется ни перевода, ни субтитров, вполне уместен лишь прекрасный саундтрек. Мы все привыкли ходить в кино, чтобы попутно похрустеть попкорном, выпить колы или пива, в общем, развлечь себя очередной комедией или пощекотать нервы драмой. При этом немаловажное значение имеют игра актёров, сюжет, диалоги и озвучка. Многие скажут, что убивать полтора часа на череду безмолвных пейзажей перед глазами – это редкостная глупость и потеря денег, но… Где еще вам протянут целый мир на ладошке? Весь мир за полтора часа – вашими собственными глазами.